В пятницу закончилась агитационная кампания на выборах губернатора Красноярского края, объявленных весной после гибели в авиакатастрофе генерала Александра Лебедя. Последний день обошелся без особых скандалов. Ни одного из фаворитов избирательной гонки суд так и не лишил регистрации. Мэр Красноярска Петр Пимашков провел митинг на площади Революции, руководитель Таймырского округа Александр Хлопонин побывал у студентов, а спикер краевого законодательного собрания устроил в честь себя концерт группы «Любе». Самые колоритные кандидаты – лондонский бизнесмен Артем Тарасов и московский гробовщик Герман Стерлигов – куда-то запропастились.
Милиция на ближайшие три дня приведена в состояние повышенной готовности.
Опасения не напрасные. На декабрьских выборах депутатов краевого собрания прогремело несколько взрывов. Правда, потом выяснилось, что это были рекламные трюки кандидата Павла Струганова (более известного как Паша Цветомузыка).
Губернаторская кампания обошлась без взрывов. Однако она все равно не понравилась руководителю ЦИКа Александру Вешнякову. Месяц назад он ездил в Красноярск, встречался с кандидатами и просил их не злоупотреблять черным пиаром. Кандидаты обманули Вишнякова. «Они в один голос говорили, что будут стремиться к корректной избирательной кампании. А на практике, к сожалению, слова расходятся с делами»,– пожаловался вчера «Интерфаксу» глава ЦИКа. Однако заместитель Вешнякова Сергей Большаков оказался не таким строгим, как его шеф. Он сказал, что предвыборные безобразия были в пределах нормы. «Выборы – это всегда столкновение интересов, поэтому конфликты между кандидатами – это нормально»,– философски заключил Большаков.
Говоря о столкновении интересов, Большаков, видимо, имел в виду крупные компании, которые хотят иметь в губернаторах своего человека.
Вешняков, в свою очередь, прямо признался, что губернатора выбирают не красноярцы, а «Русский алюминий» и «Норильский никель».
«Огромный интерес проявляют различные финансовые группы, которые видят необходимость участия в этой избирательной кампании»,– максимально деликатно выразился Вешняков. Кроме олигархов в выборах активное участие приняли суды, которые в последние дни рассматривали иски против основных кандидатов: Усса, Пимашкова и Хлопонина. Против каждого конкуренты подали по несколько исков, причем один кандидат пожаловался на всех трех сразу. Это был Игорь Приймак, отвечающий за экономическую безопасность «Норильского никеля», то есть недавний подчиненный Хлопонина. Иск к Хлопонину он вскоре отозвал, впрочем, как и два остальных иска. Все это Вешняков осудил и назвал фактором неожиданности, добавив, что такое может повториться только в Калмыкии. Все следующие выборы будут проводиться уже по новому закону «Об основных избирательных правах граждан», запрещающему судить кандидатов менее чем за пять дней до голосования.
При желании судьи могли снять почти всех 14 кандидатов. Но досталось лишь самым безобидным – никому неизвестному Александру Уссу (полному тезке спикера Усса) и пенсионеру Виктору Макарову (впрочем, не таком уж безобидному – бывшему замдиректора «Норникеля» по экономическому развитию). Они зарегистрировались позже, чем этого требует местных закон о выборах. По такому же поводу могли снять депутата КПРФ Сергея Глазьева, однако почему-то никто не стал требовать его исключения. Сам же Глазьев подал на бизнесмена Тарасова, который сказал, что за $700 тысяч коммунист Глазьев готов отдать свои голоса Хлопонину.
А самые злостные избирательные технологии остались безнаказанными.
Лидеров гонки обслуживали московские пиарщики, которые не стали изобретать велосипед. Они печатали фальшивые выпуски газеты «Красноярский рабочий» с заголовками типа «Пауки в алюминиевой банке, или на кого поставил ‘Русский алюминий’». Подбрасывали листовки с лозунгами вроде «Какой кандидат нам нужен? Может быть Пимашков, этот тупой показушник… Может быть, Усс? Этот наглый еврейский стукач…» Про Хлопонина в листовке почему-то ничего не говорилось, зато таймырскому губернатору подарили документальный фильм о том, что в его округе люди буквально мрут с голода (в результате сердобольные красноярцы, зарабатывающие гораздо меньше таймырцев, начали собирать пожертвования).
Гробовщик Стерлигов возил по городу гробы, чтобы хоронить в них коррупцию, а радиостанции в это время крутили блатной шлягер про то, как хорошо будет жить с губернатором Уссом. Местные психиатры не удержались и обратились к кандидатам с просьбой меньше давить на психику граждан.
Самый же ожидаемый скандал так и не случился. Условно осужденный за покушение на Цветомузыку бизнесмен Анатолий Быков поостерегся вмешиваться в выборы.
Единственное, что он сделал, так это дал интервью, в котором предложил голосовать за Усса. После этого начались споры, не будет ли Уссу плохо от того, что за него агитирует Быков. Однако бояться было нечего. Еще летом кремлевские источники сообщили, что федеральному центру по большому счету все равно, кто из трех фаворитов – Усс, Пимашков или Хлопонин – выиграет выборы (местная «Единая Россия» так растерялась, что тоже никого конкретно не поддержала). Ситуация действительно предельно напряженная – по данным социологических опросов ВЦИОМ, за Усса готовы проголосовать около 25% жителей края, решивших принять участие в выборах, а за Хлопонина – 21,5%. На третьем месте – коммунист Глазьев. У него, по данным ВЦИОМ, 21%, но почти нет шансов выйти во второй тур, если он, конечно, будет.