Снова нет никакой рекламы и промо-кампании в прессе. За билет на концерт шведского экспериментатора просят 150 рублей — столько же стоит вход на концерт «Пеп-си», «Колибри», Леонида Федорова и закрытие фестиваля Пауло Коэльо в том же клубе.
Музыкальных критиков из журнала «Афиша» на концерте не будет, как и в прошлый раз. И правильно: когда они составляли список 50 лучших дисков XX века, то включили туда пластинку Паскаля Комелада, десяток японских лаунж-команд и еще какое-то говно, но ни единого альбома Джимми Хендрикса, ни пластинки «Shlagerns mystik» группы Zamla Mammaz Manna они в этот список не включили, хотя записанный в 1977 году альбом, безусловно, является одним из ярчайших проявлений шведской души и одной из самых талантливых работ в стиле арт-рок.
В семидесятых годах клавишник и аккордеонист Ларс Хольмер основал группу Samla Mammas Manna. Начиналось все как модный в те времена прогрессив-рок с элементами народной музыки, но очень быстро выяснилось, что Хольмер – слишком талантливый музыкант и слишком большой экспериментатор, чтобы работать в едином стиле. Постепенно группа приходила к совершенно уникальному музыкальному сплаву, в котором сочетались элементы джаз-рока, фри-джаза, авангарда, слышались отголоски классики и все того же скандинавского музыкального фольклора, затасканного почти так же, как «кельтская музыка», а потому иронически переосмысленного. Название группы менялось несколько раз, состав распускался и собирался заново под названиями Zamla Mammaz Mamma или Von Samla. Пластинки этих проектов, как и сольники Хольмера, достаточно регулярно выходили на маленьких шведских лейблах, а потом с восторгом переиздавались японскими меломанскими фирмами.
Сейчас Хольмер, который одинаково хорошо владеет практически всем спектром электрических клавиш, гастролирует с сольным проектом, экспериментируя с игрой на аккордеоне при помощи примочки «Overdubbing», которая записывает и немедленно воспроизводит музыку прямо на сцене, позволяя в одиночку устроить целый оркестр, управляясь с разнообразными синтезаторами. В прошлый раз он приезжал в Москву с осколками знаменитой в восьмидесятые годы прогрессив-рок-группы Universe Zero: полноценным электрическим ансамблем, в котором сам маэстро сидел в клетке из кучи клавишных и баяном, который стоял у его ног.
Но независимо от состава общие черты уникального стиля в игре Хольмера всегда присутствуют. Вокал в песнях обязательно обрабатывается примочками, извращается, высушивается до тех пор, пока сначала не становится смешно, а потом мороз не продирает по коже. Периодически начинаются эксперименты с дурным вкусом, Хольмер играет на загадочных кичевых шарманках или извлекает из синтезаторов такие звуки, которые не позволила бы себе и дворовая техно-группа. Почти фри-джазовые импровизации сменяются задумчивыми и донельзя мрачными пьесами в народном духе.
Среди достижений Хольмера умники из «Афиши», посвятившие маэстро аж пять строк, назвали, в частности, то, что он является давним соратником мрачного финского аккордеониста Киммо Похьонена, частого гостя «Китайского летчика». Есть тут одна тонкость – Киммо еще писал в штанишки, когда юный упсальский интеллектуал Ларс Хольмер начал исследовать огромные возможности разных гармошек, использовать «Overdubbing» и все прочие вещи, за которые продвинутая публика так любит мрачного финна. Так что скорее это Киммо Похьонен был верным соратником и горячим последователем Ларса Хольмера, а не наоборот. С чем мы экспертов, написавших название легендарной группы как Zamla mammaz mania, и поздравляем.
«Китайский летчик Джао Да», 4 сентября, 23.00.