Во вторник в городе Большой Камень Приморского края прошло прощание с погибшими 8 ноября во время ходовых испытаний атомной подводной лодки (АПЛ) «Нерпа». 17 гражданских специалистов и трое военнослужащих погибли от отравления фреоном, который начал поступать в заблокированный отсек подлодки из несанкционированно сработавшей противопожарной системы. Как сообщает «Интерфакс», на церемонии присутствовал губернатор Приморского края Сергей Дарькин. Он встретился с родственниками погибших и сообщил им о своем решении: семьям погибших будет выплачена компенсация — по 100 тыс. рублей. Денежные компенсации получат и более 20 пострадавших на АПЛ, которые сейчас проходят лечение в госпитале в городе Фокино. Им будет выплачено по 20 тыс. рублей. К вечеру вторника тела погибших были доставлены на родину, в Комсомольск-на-Амуре.
Во всем Приморском крае во вторник объявлен траур.
Приспущены государственные флаги и отменены все увеселительные мероприятия.
Расследование ЧП на субмарине продолжается. В Следственном комитете при прокуратуре РФ (СКП РФ) уже выяснили, что сработавшая система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая защита) была полностью исправна. Как удалось выяснить «Газете.Ru», разработкой автоматических систем на подлодке занималось и одно московское предприятие – «Моринформсистема «Агат». Но ее представители от комментариев пока отказываются.
Данные следователей подтвердили версии военных экспертов, которые ранее говорили «Газете.Ru», что вероятность технической неисправности в системе ЛОХ крайне мала. «Все, что можно испытать, испытывается еще на заводе», утверждают эксперты, а «после этого на пирсе, потом возле пирса, над водой, а после этого уже пробуются ходовые качества и живучесть под водой». Поэтому, по их словам, наиболее вероятная причина трагедии – человеческий фактор.
Возгорания на борту не было, и фреон мог начать поступать в отсеки — кают-компанию и каюты экипажа, – где находились люди, когда кто-то из них закурил.
«На испытаниях контрагенты (сотрудники предприятий-поставщиков оборудования для подлодки. — «Газета.Ru») часто очень много пьют. Они всегда это делали. Вполне возможно, что кто-то из них взял и закурил прямо в отсеке, отчего и сработала система пожаротушения, и в отсек пошел фреон. А кто-то, напившись, спал прямо в отсеке и в три утра не сообразил, что происходит», — сказал «Газете.Ru» один из подводников. Впрочем, представители СК эту версию пока не упоминают и никак ее не комментируют.
Зато следователи исключили ранее выдвигавшуюся версию о том, что переносных дыхательных аппаратов (ПДА), которые каждый служащий на подлодке должен носить с собой на случай выброса фреона системой ЛОХ, могло просто на всех не хватить.
Как отметил собеседник «Интерфакса», согласно предварительным данным, на подлодке было достаточное количество ПДА. Правда, в то же время опрошенные подводники единодушно отмечают, что эти кислородные баллоны с затычкой для носа и загубником, как правило, никто не носит с собой, а во время испытаний они оказываются разбросаны по всей подлодке.
Ждать окончания расследования и официальной версии случившегося осталось недолго.
Как заявили во вторник члены госкомиссии по расследованию обстоятельств ЧП на «Нерпе», завершить все следственные действия планируется уже 14 ноября.