Московский арбитраж в пятницу частично удовлетворил исковые требования компании «Содэксим», обязав государство в лице Минфина вернуть компании $43,4 млн, в том числе $24,2 млн основного долга и $19,16 млн — проценты за пользование чужими средствами. Компания просила о большей сумме с учетом компенсации морального и материального ущерба, нанесенного за время долгого процесса, — $58,036 млн.
Финансовые претензии «Содэксима» легли в основу уголовного дела замминистра Сергея Сторчака. История берет начало в 1992 году. Тогда между Россией и Алжиром был заключен протокол по урегулированию задолженности, которая образовалась у африканской страны перед бывшим СССР. Согласно договоренностям, Алжир должен был погасить часть задолженности денежными средствами, а часть поставками своих товаров. В 1996 году компания «Содэксим» была отобрана для реализации алжирских товаров в рамках урегулирования долга. Она перечислила в российский бюджет гарантийные платежи в размере $24,2 млн, но алжирских товаров так и не получила и обратилась в Минфин с требованием вернуть деньги. Минфин подготовил поправки в закон о бюджете 2007 года, в соответствии с которыми правительство урегулировало долг перед компанией «Содэксим».
С учетом накопившихся за одиннадцать лет процентов долг государства, по оценке Минфина, вырос до $43,4 млн. Документы готовил замминистра Сергей Сторчак, который тогда занимался в Минфине урегулированием долговых проблем.
Но сделка вызвала вопросы у сотрудников ФСБ: служба посчитала сумму завышенной и передала материалы в Следственный комитет. Генпрокуратура увидела в сделке сговор и в 2007 году предъявила обвинение в покушении на хищение путем мошенничества организованной группой лиц в особо крупном размере — $43,4 млн. Вместе со Сторчаком по делу проходят гендиректор компании «Содэксим» Виктор Захаров, президент, председатель совета директоров Межрегионального инвестиционного банка (на счет в этом банке должны были быть перечислены деньги) Вадим Волков и член совета директоров того же банка Игорь Кругляков.
Сторчака арестовали в 2007 году, он провел в СИЗО 11 месяцев. В октябре 2008 года замминистра был выпущен под подписку о невыезде. Но 15 ноября этого года Генпрокуратура отправила дело чиновника на дополнительное расследование «для устранения выявленных недостатков».
Минфин с самого начала не признавал виновность Сторчака и согласен с решением Арбитражного суда.
«Минфин России исходит из того, что средства, поступившие в федеральный бюджет, до настоящего времени не возвращены истцу и, следовательно, подлежат возврату с учетом штрафных санкций», — говорится в сообщении министерства. При этом Минфин считает обоснованным снижение подлежащей к взысканию суммы в пользу ЗАО «Содэксим» до $43,4 млн.
Решение Арбитражного суда является ключевым аргументом в пользу невиновности Сторчака, считает его адвокат Андрей Ромашов.
«Суд признал, что «Содэксим» имел право требовать возврата денежных средств, а следствие же считает, что не имел. Это был их основной довод, который опровергается решением Арбитражного суда», — говорит Ромашов. Как только решение вступит в законную силу, защита на его основании заявит ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Сторчака.
Принятое судебное решение напрямую не влияет на уголовное направление, объясняет партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Константин Астафьев. В середине декабря Генеральной прокуратуре придется принять по полученному вновь уголовному делу одно из решений — отправить дело в суд или прекратить на основаниях, предусмотренных УПК РФ, уточняет представитель юридической компании «Налоговик» Николай Дубровин.