Внешне все выглядело предельно логично. Для населения было снято множество фильмов и сериалов, а также придумано несколько пропагандистских акций, самой яркой из которых стала раздача георгиевских ленточек для автомобилей. Ветеранам подбросили денег и вообще постарались окружить заботой. Был составлен сценарий массовых мероприятий, правда, потом жителям Москвы рекомендовали вовсе покинуть город на время торжеств. Оно и понятно: главными гостями на празднике должны были быть не свои граждане, не победители и их дети и внуки, а званые заморские гости. Мероприятие должно было стать триумфом российской внешней политики, лишний раз подчеркнуть роль Москвы в современном мире, ее полноценное возвращение на арену мировой геополитики.
Однако, решив сделать из 60-летия Победы праздник для внешнего употребления, российские власти самостоятельно и без всякого внешнего давления вляпались в целую череду скандалов.
Долгим и продолжительным было разбирательство о том, кто приедет в Москву, кто — нет. Так бывает всегда, когда созываешь гостей на большой банкет, однако, затевая его, надо было помнить, что многие из приглашенных имеют свой взгляд на итоги Второй мировой войны. Это обстоятельство можно было бы не учитывать вовсе, если бы торжества по случаю Дня Победы организовывались для своего народа. Если бы не было принято решение повесить на День Победы еще и парочку саммитов, а также другие внешнеполитические мероприятия. Например, подписание договора о границах между Россией и Латвией.
<1>Трудно поверить, что в Кремле не знали о том, что и Европа, и США всегда вполне однозначно относились к пакту Молотова — Риббентропа и рассматривали присоединение прибалтийских стран как аннексию. Что Соединенные Штаты не признали их де-юре частью Советского Союза и сохранили символические представительства независимых прибалтийских государств во все время их вынужденного пребывания в братской семье советских народов. Более того, в начале 1990-х и Россия признала факт аннексии прибалтийских государств Советским Союзом. После присоединения прибалтийских государств и стран Восточной Европы к Евросоюзу взгляд на послевоенное устройство Европы как на принудительную советизацию и ограничение суверенитета освобожденных Советской армией от немцев стран лег, естественным образом, в основу консолидированной позиции Евросоюза по этому вопросу.
Даже если отложить в сторону в эти дни споры по существу вопроса, то можно только гадать, на что рассчитывали президентские советники и прочие ответственные лица, решившие пригласить на праздник лидеров Европы и Америки, одновременно сделав акцент на освободительной, цивилизаторской миссии армии СССР.
И можно лишь улыбаться на звучащие сегодня многочисленные «недоумения» официальных лиц по поводу высказываний президента Буша в письме латвийскому президенту, в котором тезис об аннексии был полностью поддержан.
Эту же позицию Буш подтвердит на встрече с прибалтийскими лидерами накануне визита в Москву и (как обещает) еще и в самой Москве. Найдут форму поддержки прибалтов и восточноевропейцев, несомненно, и другие представители Евросоюза.
Праздник торжества России все более грозит превратиться в праздник ущемленного самолюбия.
В итоге создалась парадоксальная ситуация. Граждане планируют отмечать 60-летие Победы самостоятельно, без участия властей, кляня те неудобства, которые им принесет организованный Кремлем праздник для внешнего употребления. Однако и званые гости будут в большей степени увлечены полуисторическим-полуполитическим скандалом, нежели собственно торжествами.