В четверг президент Кипрской республики Тассос Пападопулос заявил, что к расследованию авиакатастрофы Boeing-737 компании Helios Airways, разбившегося в минувшее воскресенье близ Афин, могут быть привлечены иностранные эксперты, сообщают кипрские СМИ. Глава государства накануне прибыл в Грецию, чтобы лично узнать последние данные о расследовании причин гибели лайнера и обстоятельств смерти пассажиров и экипажа. Он встретился с греческим министром внутренних дел Прокописом Павлопулосом и министром транспорта Михалисом Лиаписом. Как заявил Пападопулос после встречи, зарубежных специалистов пригласят, если это потребуется, не только для расследования и установления причин катастрофы, но и для того, чтобы проверить уровень авиационной безопасности в стране.
К настоящему моменту Европейская организация безопасности воздушных полетов уже подтвердила, что технически разбившийся лайнер полностью соответствовал всем нормам и прошел все необходимые проверки перед рейсом. Как заявили представители властей Кипра, если бы это было не так, то самолет бы просто не пустили в воздушное пространство стран-членов европейской организации. Впрочем, Попадопулос в четверг заявил, что не следует делать никаких выводов, пока свое окончательное мнение не выскажут эксперты.
В четверг же британское издание The Times сообщило, что у разбившегося самолета незадолго до трагедии были проблемы с системой кондиционирования.
В частности, в августе этого года пассажиры, летевшие на Boeing-737 рейсом Лондон-Ларнака, жаловались проводникам на то, что в самолете во время полета было очень холодно. Впрочем, в начале этой недели авиакомпания Helios Airways на своем официальном сайте и сама признала, что у лайнера раньше были проблемы с герметизацией. Как уточнил в интервью афинскому телевидению министр транспорта Кипра, проблемы возникали в прошлом году. Однако, за неделю до инцидента, заявил он, лайнер проходил проверку, и «специалисты сказали, что все в полном порядке». О том, что проблемы были и недавно, авиакомпания не сообщала.
Разгерметизация самолета до сих пор считается одной из главных причин трагедии. Более того, изначально сообщалось, что все находившиеся на борту люди замерзли, и самолет не меньше сорока минут летел, полный мертвецов. Однако, еще в среду греческий следователь Никос Калогриас опроверг эту информацию, передает SkyNews. По его данным, основанным на результатах вскрытия, в момент касания самолетом земли как минимум двадцать человек были живы — сердца и легкие у них работали.
В частности, в четверг стало известно, что находившийся на борту лайнера 5-6-летний мальчик был какое-то время жив уже после падения самолета.
Результаты вскрытия тела ребенка показали, что в трахее мальчика были найдены следы дыма — а это означает, что ребенок хотя бы несколько секунд дышал после того, как лайнер разбился и загорелся.
Также патологоанатомы сообщили, что, похоже, в полете пассажиры некоторое время вдыхали загрязненный воздух или некий диоксид, заполнивший пассажирский отсек через систему кондиционирования. Это, говорят врачи, могло вызвать у находившихся на борту потерю сознания или даже коматозное состояние.
Кроме того, источники в греческом правительстве подтвердили, что перед катастрофой самолет попытался посадить один из стюардов.
Как передает агентство AP, таким образом подтвердилось, что спасти лайнер пытался 25-летний бортпроводник Андреас Подропону. Ранее официальный представитель правительства Греции Теодорос Русопулос признал, что, незадолго до падения кипрского лайнера, в его пилотской кабине находилось два посторонних человека. А знакомый семьи стюарда сообщил, что именно этого молодого человека видели военные летчики в кабине пилота. «После безуспешных попыток связаться с экипажем самолета по радио в воздух были подняты истребители F-16, чтобы установить оптический контакт с самолетом. Приблизившись к воздушному судну, пилоты истребителей убедились, что помощник пилота упал со своего кресла, в то время как командир корабля отсутствовал на своем месте», — сказал Русопулос. «Пилоты F-16 также убедились, что кислородные маски в кабине пилотов сработали», — добавил он. «В завершении пилоты видели в кабине двоих человек, которые, как им показалось, пытались взять на себя управление самолетом», — добавил представитель правительства.
Стюарда, у которого, как оказалось, был диплом пилота, опознал на видеопленке, записанной военными летчиками, его отец.
Как сообщили AP источники в правительстве, Андреас Подропону начал управлять лайнером на высоте примерно в 11 тыс.м. и смог снизить самолет до 2 тыс.м. Но на этой высоте, судя по всему, у самолета просто закончилось топливо. Впрочем, пока официально власти ничего на этот счет не говорят.