Поздно вечером в четверг стало известно, что американское космическое агентство NASA назначило на 13 июля запуск шаттла Discovery. Полеты челноков были прекращены два с половиной года назад — 1 февраля 2003 года, после катастрофы шаттла Columbia, разбившегося в Техасе. Как пишет New York Times, за это время ученые устранили много недостатков, и теперь «шаттл более безопасен, чем когда-либо раньше», сообщают в NASA. Окончательно подтвердить дату запуска осталось комитету по науке палаты представителей американского конгресса.
Сейчас Discovery установлен на площадке 39B в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде. Там идут последние приготовления и погрузка. Руководитель программы полетов шаттлов Билл Парсонс заявил, что в настоящее время инженеры отлаживают работу некоторого оборудования, но в целом шаттл уже готов к запуску.
Аппарат должен отправиться в 13-дневную миссию 13 июля в 15.51 по местному времени.
Экипаж корабля будет состоять из семи человек. Командир – Эйлин М. Коллинз. Среди ее коллег будут еще четверо американцев, один австралиец и один японец. Челнок должен доставить на борт МКС 15 тонн груза. У команды запланированы три выхода в космос, в том числе один – для починки гироскопа. Кроме того, уже в полете космонавты должны будут проверить тонкую обшивку шаттла, и если там найдут трещины, экипажу предстоит их устранить.
Тем временем, на МКС шаттл уже ждут. В ночь с 29 на 30 июня в рамках подготовки для приема американского челнока орбита Международной космической станции была увеличена на 2,3 км.
Впрочем, специалисты продолжают говорить о возможности новой аварии. Согласно выводам комиссии по безопасности полетов шаттла, ученым так и не удалось устранить проблемы, из-за которых разбился Columbia.
В докладе, опубликованном 28 июня, говорится, что NASA не устранило три основных неисправности, способных погубить и Discovery.
Во-первых, не удалось исправить главную причину катастрофы шаттла Columbia — элементы обшивки могут сорваться во время полета от удара изоляционной пены из топливного бака, как это произошло с Columbia. Во-вторых, конструкцию корабля не усилили, а это создает опасность разрушения челнока при посадке. Наконец, не была создана надежная система починки корабля в условиях полета.
В свою очередь, представители NASA заявили, что сделали все возможное. Так, в мае на шаттле заменили топливный бак. Теперь бак оснащен дополнительным подогревателем, для того чтобы избежать возникновения обледенения в наиболее опасном месте — возле линии подачи жидкого кислорода. Изначально предполагалось, что этот «самый безопасный на сегодняшний день» бак будет использоваться только шаттлом Atlantis, который должен отправиться в космос после Discovery. Однако специалисты NASA решили подстраховаться. Кроме того, в топливном баке сократили количество изоляционной пены. Изоляционная пена используется для поддержания нужной температуры криогенного топлива и препятствует образованию ледяной корки на баке. В некоторых местах теперь вместо пены используются подогреватели.
Однако стопроцентной гарантии, что все это предохранит шаттл от разрушения, никто из руководства космического агентства не дает.
А директор NASA Майкл Гриффин, выступая в четверг на пресс-конференции, заявил, что «космические полеты вообще опасны».
Оправдывая решение о рискованном запуске челнока, сотрудники NASA объясняют, что у агентства нет времени и денег на долгие годы разработок для смены конструкции топливной системы и устранения потери изоляционной пены. Полеты челноков надо возобновлять, так как этого требуют партнеры по Международной космической станции, а перерабатывать систему Space Shuttle, по сути дела, не имеет смысла: через пять лет, в 2010 году, полеты челноков планируется свернуть окончательно. Так, в NASA уже заявили, что из запланированных 28 полетов на МКС будут осуществлены только 15.
Впрочем, не исключено, что запуск Discovery все-таки будет отменен. Вмешаться в планы NASA могут ливни: во Флориде сейчас начался сезон дождей.