Самый популярный не обязательно – «самый лучший». Безусловно, на продажи влияет рекламная активность вендоров и ритейлеров, участие той или иной модели в скидочных акциях и т.п. факторы. Но, тем не менее, соотношение цена/качество у самых покупаемых моделей, как правило, бывает достаточно привлекательным. В каком-то смысле, покупаемость – еще и знак одобрения со стороны покупателей, своего рода народное «голосование рублем».
В первой части нашего рейтинга речь пойдет о самых популярных в России ноутбуках и телевизорах. Рейтинги составлены на основе данных о продажах в 2011 году трех крупных российских ритейлеров — «М.Видео», «Медиа-Маркт-Сатурн» и «Эльдорадо».
Специально для «Газеты.Ru» покупательские предпочтения прокомментировал директор студии специальных проектов журнала «PC Magazine/RE» Максим Белоус, а также эксперты Hi-Tech.Mail.Ru Сергей Кузнецов и Александр Бабулин.
В таблице приведены средние цены на основе данных Яндекс.Маркет, Price.ru и прайс-листов магазинов электроники.
Максим Белоус:
Триумфальное появление планшетов на компьютером рынке заставило некоторых аналитиков спешно похоронить сегмент нетбуков и даже самых недорогих «полноценных» ноутбуков. Мол, кому они теперь нужны, когда у нас есть роскошный iPad 2 по вполне разумной цене, а также целая россыпь его Android-конкурентов?
Не тут-то было: россияне продолжают активно раскупать и нетбуки, и ноутбуки начального уровня. Причина, видимо, в том, что эти устройства приобретают в качестве универсальных компьютеров, с расчётом и поиграть, и музыку послушать, и фильмы посмотреть, и, разумеется, поработать.
Особенно последнее актуально для школьников и студентов. А на планшете, даже самом замечательном, даже со специализированной Bluetooth-клавиатурой (которую, кстати, ещё надо купить отдельно) не очень-то поработаешь.
Сергей Кузнецов:
Не секрет, что в 2011 году на арену вышло несколько ультрабуков от разных компаний, но вот быстро завоевать сердца покупателей им, как мы видим, не удалось. Судя по данным от ритейлеров, люди выбирают не ультрабуки, не нетбуки, а именно старые-добрые ноутбуки. То, что ни одна модель не попала в оба списка, скорее всего, объясняется тем, что в каждой торговой сети были разные акции, специальные предложения, а также разные поставки от вендоров. Но, в целом, сегмент ноутбуков представлен в рейтингах один — это большие, мощные устройства.
Покупатели выбирают универсальные устройства. Все популярные ноутбуки имеют стандартный форм-фактор, 15-17-дюймовые экраны, процессор Intel i5-i7 или AMD A4-A6, довольно емкий жесткий диск, а также DVD-привод. Это стандартные характеристики среднего ноутбука. Примерная цена за ноутбук составляет 24 - 25 тыс. руб, это оптимальная стоимость таких ноутбуков для российских потребителей. Все-таки покупатели в России ещё не слишком охотно готовы отдавать $1000 и больше за тонкие или игровые ноутбуки, а нетбуки попросту не могут обеспечить необходимую производительность и удобство работы.
Все проданные популярные модели, скорее всего, будут использоваться дома, слишком уж они большие по габаритам, чтобы носить их с собой, да и характеристики их схожи с десктопами. Эти ноутбуки являются наиболее сбалансированными по параметрам цена/качество.
Таким образом, предпочтения пользователей особо не изменились, люди всё ещё любят недорогие, но мощные ноутбуки, чтобы ставить их дома для экономии места или изредка возить с собой. Думаю, в 2012 году тенденция немного сдвинется в сторону ультрабуков, благо, их теперь на рынке много, можно выбирать.
В таблице приведены средние цены на основе данных Яндекс.Маркет, Price.ru и прайс-листов магазинов электроники.
Максим Белоус:
Ценовой фактор при покупке телевизора, конечно же, один из основных. Всё-таки более образованные (и, как правило, больше зарабатывающие) люди телевизор смотрят меньше и компьютеру уделяют существенно больше внимания, так что они будут приобретать, скорее, крупные дорогие видеопанели, чтобы смотреть на них фильмы высокой чёткости. Но такой покупатель в сетевых магазинах электроники редок.
Обычному же посетителю торговых сетей крупноформатный дорогой телевизор просто ни к чему: цифровое телевещание у нас всё никак не наладится, обычная SECAM-картинка на панели с диагональю более 40 дюймов смотрится, прямо скажем, жутковато из-за зернистости, а пиратские диски с видео всё равно записаны, в лучшем случае, в DVD-качестве.
Телевизоры с диагональю больше 40» нужны в первую очередь людям с Blu-ray плеерами (или продвинутым любителям торрентов и «толстых» интернет-каналов). С учетом дороговизны, как оборудования, так и самих Blu-ray дисков, таких покупателей пока немного.
Александр Бабулин:
При, в целом, близких характеристиках (и ценовых, и качественных) самыми продаваемыми оказываются модели тех брендов, на которые делает ставку конкретный магазин. Ни одной модели, которая бы присутствовала в рейтингах всех трех ритейлеров, мы не видим. Обращает на себя внимание доминирование телевизоров Philips и Samsung — и удивляет отсутствие LG в списках; это несколько неожиданно, т.к. корейцы в последние годы задают темп в индустрии, а у Philips, наоборот, были затруднения в этой области.
В России, видимо, сыграла свою роль степень доверия к известной марке и работа вендоров с ритейлерами.
Логично, что политика по оснащению большей части линейки ЖК-телевизоров светодиодной подсветкой привела к выводу в верхнюю зону рейтинга продаж FullHD-модели с LED-подсветкой из низшего ценового диапазона — по сочетанию потребительских характеристик и Samsung D5000, и Philips PFL6605/7605 действительно смотрятся очень хорошо. Поддержка 3D, ввиду минимального количества 3D-контента, пока не является важным конкурентным преимуществом — но в ближайшие годы эта функция станет такой же «фоновой», общеупотребимой, как и упомянутая светодиодная подсветка.
Почти полностью, как видим, ушла из массового сегмента «плазма», и ее доля в будущем будет только сокращаться.
В ближайшее время «Газета.Ru» опубликует рейтинг самых покупаемых в России смартфонов и планшетов (как ни странно, это будут не только iPad'ы).