Смартфоны и мобильные платформы
Исследование, проведенное компанией J'son & Partners, показывает, что в 2011 году пользователи смартфонов генерировали около 75% от суммарного трафика передачи данных с мобильных устройств – смартфонов, мобильных телефонов и планшетов.
Производители, подстраиваясь под растущий спрос, стали отказываються от производства обычных телефонов, фокусируясь именно на смартфонах. В модельном ряду некоторых крупных вендоров (Apple, HTC) вообще нет ни одного «простого» телефона, выход в сеть с которых неудобен из-за скромного разрешения экрана и невозможности установки стороннего браузера.
Со следующего года к ним присоединится и компания Sony Ericsson, которая, кроме превращения в просто Sony – не так давно японцы выкупили долю Ericsson в проекте – решила полностью сосредоточиться на производстве смартфонов на базе ОС Android. Немалая заслуга в популяризации умных телефонов, а следственно, и мобильного интернета, у и корпорации Google: ее быстро набравшая популярность бесплатная мобильная операционная система позволяет производителям устройств не закладывать в цену конечного продукта затраты на разработку мобильной ОС. Так, сегодня самый доступный по цене «гуглофон» выпускает компания Huawei – ее смартфон IDEOS X1 в рознице можно приобрести приблизительно за 4 000 рублей. Еще пару лет назад цена на смартфоны в России начиналась от 10-12 тысяч.
Wi-Fi и 4G
С другой стороны, росту числа пользователей мобильного интернета способствуют и распространение беспроводных сетей Wi-Fi, к которым сегодня может подключиться практически каждый мобильный телефон, оснащенный необходимым для этого модулем. В городах-миллионниках, которые и генерируют основной мобильный трафик, бесплатные хотспоты можно встретить практически в любом общественном месте. А в некоторых городах, правда, пока скорее в порядке эксперимента, операторы предоставляют бесплатный доступ в сеть по Wi-Fi в общественном транспорте.
Проект по развертыванию Wi-Fi-сетей стартовал в России в 2003 году, но настоящий рост популярности этой технологии за пределами квартир и офисов начался только в 2007 году. Именно тогда «Голден Телеком» запустила в Москве в коммерческую эксплуатацию сеть Golden Wi-Fi, позже купленную компанией «Вымпелком» и переименованную в «Билайн Wi-Fi». По остальным крупным городам картина выглядит не столь оптимистично – доступ к Билайн Wi-Fi там можно получить лишь в некоторых торговых центрах, аэропортах и кафе.
В 2008 году состоялся запуск перспективной на тот момент сети WiMAX. Под брендом Yota компания «Скартел» предлагала пользователям как оборудование, так и мобильные сервисы.
Свою WiMAX-сеть под брендом «Комстар WiMAX» развернула в Москве и компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). Как и Yota, «Комстар WiMAX», помимо доступа в интернет, предлагает своим пользователям WiMAX-оборудование (USB-модемы и Wi-Fi -роутеры).
<1>
На прошедшей неделе «Скартел» начала разворачивать в России сеть LTE. До января 2012 года некоторые жители Новосибирска смогут опробовать сеть в опытном режиме, в дальнейшем она будет введена в комерческую эксплуатацию. Технология LTE примечательна тем, что поддерживает уже существующие абонентские 2G- и 3G-устройства и является логичным развитием сетей третьего поколения 3G. В теории, LTE обеспечивает пиковую скорость передачи данных до 326,4 Мбит/с (от базовой станции к пользователю) и до 172,8 Мбит/с в обратном направлении.
Весной 2011 года тройка крупнейших российских операторов подписала со «Скартел» соглашение, согласно которому МТС, «Билайн» и «МегаФон» получат доступ к инфраструктуре сетей LTE компании «Скартел».
Нулевые зоны
Операторы сотовой связи, ставшие по совместительству и провайдерами мобильного интернета, стараются делать шаги навстречу пользователям, завоевывая их симпатии. Так, с началом официальных продаж iPhone 3G в России впервые появились «безлимитные» тарифы на мобильный интернет. Разумеется, время от времени операторы пересматривают и ценовую политику, проще говоря, снижают цены на мобильный интернет (недавний заметный шаг в этом направлении – резкое снижение цен в роуминге, в том числе и на мобильный интернет-трафик, от компании «МегаФон»). Наконец, началась активация так называемых «нулевых зон», за посещение которых оператор не взимает плату и не учитывает трафик по «безлимитному» тарифу.
В частности, одним из таких проектов стала бесплатная версия «Газеты.Ru», доступная абонентам «Билайн» по всей России при использовании wap.beeline.ru и internet.beeline.ru. По адресу 0.gazeta.ru базируется не полная версия основного сайта – однако пользователям доступны заголовки статей, «Новости дня», а также новости чемпионата России по футболу.
Для наглядности бесплатная зона на портале выделена желтым цветом. При переходе со страницы 0.gazeta.ru в другие разделы сайта включается тарификация, но читатель будет предупрежден о том, что он покидает 0.gazeta.ru. Фактически, это первая в России попытка операторов сотовой связи открыть пользователям бесплатный доступ к СМИ через браузер.
Как и в случае с другими «нулевыми зонами», для работы с 0.gazeta.ru не подойдут браузеры, сжимающие трафик – так, пользователям Opera Mini придется использовать дефолтный или другой предустановленный на телефон браузер (к слову, сегодня в России более половины абонентов для выхода в сеть с телефона используют именно продукты Opera). Логично предположить, что в данном случае «Вымпелком» старается привлечь абонентов, которые прежде не выходили в интернет с телефона и, следственно, не будут сильно страдать от этого технического ограничения.
Первые «нулевые зоны» появились в России в 2010 году – тогда МТС и «Билайн» открыли своим абонентам бесплатный доступ к 0.facebook.com.
«МегаФон» вместе с издательским домом «Коммерсантъ» осенью 2011 года предоставил в распоряжение пользователей бесплатные версии популярных изданий – журналов «Власть», «Деньги», «Секрет фирмы», «Weekend» и «Огонек». Услуга предоставляется московским абонентам «МегаФон» через специальное приложение, доступное для трех ключевых операционных систем – iOS, Windows Mobile и Android. Само приложение бесплатно и доступно через магазины приложений, со своей стороны, оператор связи не взимает плату за загружаемые приложением данные. Однако посещение мобильных версий сайтов всех этих изданий оплачивается абонентом согласно его тарифному плану.
Инициатива МТС по организации бесплатного доступа абонентов к специальной мобильной версии социальной сети Facebook завершилась 18 августа 2011 года. Как потом отчитались в компании о проделанной работе по привлечению русскоязычной аудитории к Facebook, «нулевая зона» сыграла свою роль и в течение всей работы версии 0.facebook.com наблюдался стабильный переход пользователей с «нулевой зоны» на полноценный facebook.com.
Пока наилучшим образом в предоставлении услуг в «нулевых зонах» обстоят дела у «Вымпелком». Абоненты «Билайна» имеют бесплатный доступ к специальным версиям социальных сетей Facebook.com (0.facebook.com), «ВКонтакте» (0.vkontakte.ru) и блог-платформы LiveJournal (0.livejournal.com).
Целесообразность в открытии «нулевых зон» для абонентов состоит, в первую очередь, в привлечении новой аудитории к сервисам и в увеличении аудитории пользователей мобильного интернета в целом, доход от которой сегодня составляет весьма ощутимую часть операторской прибыли и в ближайшее время будет только расти.