Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Интернет-кинотеатры против «ВКонтакте» и торрентов

Российские легальные видеосервисы

Развитие легальных видеосервисов в России по-прежнему сдерживают пиратские торренты и видео, выкладываемое «ВКонтакте». Однако интернет-кинотеатры наступают. Посмотрим, что они могут предложить зрителям уже сейчас.

По данным Jаson&Partners, российская аудитория онлайн-видео в 2011 году составила около 40 млн человек. Для сравнения, в Великобритании - 34 млн, во Франции - тоже 40 млн.

26% пользователей видеоресурсов в России уже имеют опыт пользования платными видеосервисами; причем большинство из них платили за разовый просмотр/скачивание видео. К 2015 году, по прогнозам аналитиков Jаson&Partners, онлайн-аудитория может составить 70 млн человек.

Одним из факторов, тормозящих развитие онлайновых видеосервисов, традиционно является пиратство.

«Пиратское видео сдерживает развитие потребительских сервисов с лицензионным видео/аудио, но даже в таких условиях появляются новые сервисы и потребляются качественные услуги, с хорошим качеством видео и звуком, чего зачастую не дают те же пиринговые сети», – комментирует «Газете.Ru» ситуацию руководитель пресс-службы интернет-провайдера «Акадо» Денис Рычка.

Впрочем, и с «Контактом» правообладатели и онлайн-кинотеатры стараются договариваться и заменяют пиратскую продукцию на свою.
Сама «Акадо» предоставляет своим абонентам услугу «Домаший кинозал» - это не онлайн-кинотеатр, но принцип (pay-per-view) тот же: оплатив нужный фильм, можно посмотреть его в любое время, правда не на компьютере, а только по телевизору. По словам представителя компании, услугой пользуются 10-15% пользователей из числа абонентов «Акадо» (клиентская база «Акадо», по данным iKS-Consulting в 1 полугодии 2011 года составила 491 тыс. абонентов цифрового телевидения).

«У легальных онлайн-кинотеатров есть преимущество перед пиратскими порталами: они вкладываются в свое развитие, в расширение функционала и возможностей, — сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» главный редактор журнала «Бюллетень видеорынка» Кирилл Табаченко. — Немало представителей онлайн-кинотеатров придерживаются мнения, что с пиратами можно конкурировать».

В США, например, самый известный онлайн-кинотеатр Hulu.com запустили в 2008 году кино-компании Fox, Disney и NBC/Universal. Сначала он работал по рекламной модели, однако голливудские мэйджоры быстро поняли, что раздавать свой контент почти бесплатно не выгодно, поэтому запустили систему платной подписки Hulu Plus, с более обширной библиотекой фильмов и сериалов в HD-разрешении.

Еще один крупный американский киносервис Netfix начинал как видео-прокат по почте, потом у него появился онлайн-сервис - тоже с платной подпиской. Hulu и Netfix сейчас можно использовать на любых платформах, подойдут и игровые приставки, и телевизоры, и смартфоны. К этому же стремятся и российские онлайн-кинотеатры, выпуская приложения для различных устройств.

Среди российских онлайн-кинотеаторов можно выделить 3 основных - ivi.ru, omlet.ru и now.ru. Показательно, что все они используют разную модель монетизации.

IVI зарабатывает с помощью самой популярной модели — перед просмотром лицензионных фильмов зрители видят рекламные ролики. «Омлет» (проект сотового оператора МТС) берет деньги за просмотр фильма и скачивание — 50-70 руб. и 200 руб. соответственно. Now.ru (проект телекомпании ТНТ) использует платную подписку, которая стоит 500 руб. в месяц.

Несмотря на распространенное мнение, что российские пользователи все еще не готовы платить за платные сервисы, проведенный компанией Jаson&Partners опрос показал: около 30% посетителей видеоресурсов в России уже имеют опыт пользования платными видеосервисами, причем большинство из них платили за разовый просмотр/скачивание видео. Косвенно о росте рынка онлайн-кино также свидетельствует снижение продаж DVD в России.

Правда ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что онлайн-кинотеатры с любыми моделями никогда не выйдут в плюс.

«Это классические мыльные пузыри интернет-проектов: они будут работать до тех пор, пока инвесторы вкладывают туда свои деньги, у всех подобных проектов нет будущего» – заявил Эдьдар Муртазин в интервью «Газете.Ru». По его словам, они бы не были убыточны, если бы у них был бесплатный трафик и бесплатный контент, но это, конечно, утопическая ситуация. Таким образом, по мнению аналитика, онлайн-кинотеатры могут существовать лишь как дополнительный сервис при компаниях, которые по определению имеют аудиторию, связанную с другим бизнесом.

«В России эти сервисы стали популярны в качестве вложения денег в 2009-2010 годах – многие инвесторы рассчитывали на рост рекламного рынка в интернете. И хотя проекты Video-on-demand» существовали и до 2010 года, именно тогда на рынке появилось сразу несколько крупных игроков, - говорит Кирилл Табаченко . — Двое их них заявили о себе громко и до сих пор остаются самыми яркими – это ivi.ru и now.ru. Одна из главных причин - впечатляющие бюджеты этих проектов, которые позволяют покупать недешевые эксклюзивы и тратить средства на рекламу».

По его словам, самый популярный и узнаваемый кинотеатр в рунете в настоящее время — именно IVI, а у now.ru такой популярности быть не может, поскольку они делают упор на платную подписку. Однако оба сервиса активно развиваются и получают все больше нового контента.

Пресс-секретарь компании МТС Валерия Кузьменко рассказала «Газете.Ru», что портал Оmlet.ru с 2009 года собрал более 2 000 художественных фильмов, 7 000 эпизодов сериалов и ТВ-программ и предлагает контент для ТВ, компьютеров, телефонов и планшетов. В МТС утверждают, что Оmlet — это пока единственный в России проект, реализованный на основе «облачных» технологий: пользователь может смотреть кино, оплатив его один раз, на всех доступных ему устройствах. МТС также разрабатывает собственный интерфейс для каждой из платформ.

«За последний год медиа-сервис Omlet.ru показал значительный рост: среднемесячная статистика посещений портала выросла вдвое, а количество продаж увеличилось в семь раз» - отметила представитель компании.

Отвечая на вопрос, какая бизнес-модель является наиболее успешной, реклама или оплата за просмотр, Валерия Кузьменко сказала, что рекламная модель подразумевает необходимость содержания большой библиотеки контента (как правило, невысокого качества) и максимальной продажи рекламного трафика, что не всегда делает проект коммерчески успешным.

«Модель оплаты за просмотр существует и успешно развивается, потому что современный пользователь готов платить за качественный контент, - добавила пресс-секретарь МТС. - В настоящее время формируется аудитория тех зрителей, которые в принципе не ходят в кино (нет времени, желания или возможности) – и это потенциальный рынок легальных онлайн-ресурсов».

Впрочем, главред журнала «Бюллетень видеорынка» Кирилл Табаченко уверен, что самая успешная модель - не реклама и не платный просмотр, а платная подписка. «Важно заполучить хороший каталог фильмов, сериалов и мультфильмов в HD качестве, с многоканальным звуком, даже с оригинальной дорожкой, субтитрами и т.д., - говорит он. - В США с этим проще, платное ТВ и электронные платежи для них обычное дело, а у нас только начали привыкать платить за доступ к контенту как за сервис.

Поэтому в России сейчас распространена рекламная модель (к слову, больше, чем на Западе), но рано или поздно бесплатные онлайн-кинотеатры скорее всего упрутся в потолок: чтобы отбить хороший контент на рекламной модели, нужно очень-очень много просмотров».

В ноябре 2011 года в российском интернет-сегменте появился еще один интернет-кинотеатр с лицензионным видео — Megogo.net. Проект ориентируется на пользователей 15 стран: России, Украины, Казахстана, Беларуси, Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана. Ресурс обещает предоставлять всю продукцию в хорошем качестве, в основном бесплатно. В дальнейшем на сайте хотят сделать платный раздел с премиальным контентом.
Какая модель монетизации онлайновых видеосервисов победит, сейчас сказать сложно, возможно, они будут существовать параллельно. Например, рекламная модель для обычного контента, а платная — для премиального. Но в любом случае, всем легальным видеосервисам придется выдержать острую конкуренцию с пиринговыми и социальными сетями.

Новости и материалы
В России живут 6,5 миллионов мигрантов
Анна Пересильд объявила о расставании с Ярославом Могильниковым: «Оставьте в покое»
Иван Царевич может обогнать лунную пчелу в российском прокате
Минобороны РФ раскрыло подробности боев в Курской области
Курский чиновник вышел из БАРС, куда вступил «по зову долга»
Лукашенко рассказал, когда пройдет следующий саммит ЕАЭС
Россиянам объяснили, как распознать автомобиль со скрученным пробегом
Глава МЧС оценил ход работ по ликвидации последствий крушения танкеров
Ученые раскрыли тайну разрушения антарктических айсбергов
В Чувашии мужчина с психическим расстройством 80 раз ударил свою мать ножом
Между Эстонией и Финляндией повреждены еще три кабеля связи
В Китае создали и показали на видео способную танцевать брейк-данс робособаку
В Курской области сбили украинские ракеты
В РФ упростили обмен муниципальных участков на частные
Концерн «Калашников» показал первый полет нового дрона-камикадзе «Куб-10Э»
Названы пять существенных минусов современных автомобильных двигателей
В Саратове детям участников СВО показали спектакль о пропавшем отце
Алексей Чадов показал повзрослевшего сына от Агнии Дитковските
Все новости