Одни ведут блоги на какой-либо из популярных блог-платформ — LiveJournal, Li.ru или Blogger. Другие предпочитают создавать собственные автономные (Standalone) блоги на основе таких систем, как WordPress или Joomla. Кто-то завел себе аккаунт в социальной сети – Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники.ru», «Мой Круг», LinkedIn. Иные участвуют в одной или нескольких сетевых играх, например, World of Warcraft, Eve-online или Second life.
Нет нужды напоминать о популярности видеохостинга YouTube с его более, чем 2 млрд ежедневных просмотров видео. Бурно растет популярность микроблоговых сервисов, прежде всего, твиттера. Набирают силу геосоциальные сервисы, такие, как Foursquare или AlterGeo. Многие из тех, кто уже приобщился к социальным медиа, не застревают на чем-то одном. Они пользуются сразу несколькими видами соцмедиа. Автор этого текста, например, работает с аккаунтом и несколькими страницами в Facebook, в «Мой Круг» и LinkedIn, аккаунтами в твиттере и Google Buzz, блогом и сообществом в LiveJournal и парой каналов на Youtube.
Тренд последних лет – активизация социальных сетей и микроблоговых сервисов. Зачастую их противопоставляют блогам.
Есть те, кто думает, что постепенно социальные сети будут вытеснять блоги и через какое-то время «убьют» их совсем, другие уверены, что каждый вид соцмедиа не выйдет за пределы своей «ниши». Модным стало предрекать скорый закат популярной в России блог-платформы LiveJournal, откуда действительно идет миграция в автономные блоги.
Никто не спорит, все новое в первые годы своего существования имеет дополнительный оттенок привлекательности, особенно для той гиперактивной аудитории, которая характерна для соцмедиа. «Как, ты еще не пользуешься ХХХХ? Да все наши уже там, подключайся!» — типичные фразы-побуждения. Вместо ХХХХ вы можете смело назвать любой вновь запущенный глобальный сервис. Но, как не вытеснил телеэкран радиоприемники и кинематограф, так и социальные сети и микроблоги не вытеснят обыкновенные блоги. По крайней мере, в ближайшие годы. Слишком разные подходы и возможности предлагают разные службы. Добавьте сюда разницу во вкусах и пристрастиях людей, и вывод будет таким: блоги останутся с нами еще надолго.
Важная особенность социальных сетей и микроблоггинга в том, что они сумели снизить до минимума требования к пользователю.
Если от блогера ожидается хотя бы минимальное умение связно излагать свои мысли в письменной форме, то вести микроблог смогла бы даже Эллочка-людоедочка. То же касается и соцсетей – читай записи друзей, жми на кнопку «мне нравится» или «подмигнуть» — и ты уже активный участник.
Аудитория социальных сетей и микроблогов расширяется не только и не столько за счет «перетаскивания» вчерашних блогеров на новые площадки, но и за счет «мобилизации» пользователей интернета. В самом деле, если типовой автор сетевого дневника – это «человек, сидящий за компьютером», то соцсетями или твиттером сегодня все чаще пользуются непосредственно с мобильных устройств, прежде всего, со смартфонов, число которых неуклонно растет. Для многих смартфон – первый в жизни, а подчас и единственный терминал для работы в интернете. Таким пользователям не нужно мучиться над выбором между блогом и аккаунтом в соцсети, практически все они предпочтут соцсети (или твиттер), поскольку набирать текст для блога с мобильного телефона — это все же очень неудобно. Поэтому вполне логично, что число пользователей социальных сетей и микроблогов уже значительно превосходит число «классических» блогеров и продолжает расти.
То, что для блогов остается ниша, понимают и создатели социальных сетей. И поскольку это очень яркая, интересная и ценная часть аудитории, возможность прямого общения с которой привлекает к ней тех, кто предпочитает читать чужие тексты, а не писать свои, разработчики соцсетей находят способы интегрировать в них функции блогов.
Разумеется, они не хотят терять и тех, кому нравится микроблоггинг. В итоге ведущие социальные сети постоянно расширяют набор своих функций, объединяя в себе практически все наработки других социальных медиа. Казалось бы, это еще один аргумент в пользу теории, согласно которой в результате конкурентной борьбы не останется никаких других соцмедиа, кроме соцсетей.
Но, как всегда, за попытку создать что-то всеобъемлющее и универсальное расплачиваться приходится удобством пользования.
В частности, усложняется интерфейс – уже сегодня нередко можно слышать жалобы на то, что интерфейс самой популярной в мире социальной сети Facebook с ее более чем 500 млн пользователей далек от «интуитивного». К тому же интерфейс постоянно меняется, например, меняется оформление профиля.
Конфликты пользователей с разработчиками другой социальной сети, русскоязычной «ВКонтакте», хорошо показывают, что происходит, когда нововведения ложатся на неподготовленную почву. Миллионы пользователей сети протестуют против введения микроблогов, которые изменили вид индивидуальной гостевой книги пользователя («стены»).
Все эти процессы, безусловно, оставляют немалую нишу для существования тех же автономных блогов, где лишь их владелец определяет, что и где должно находиться и как работать.
Второй большой вопрос на повестке дня: если крупнейшие социальные сети не способны победить блоги, то, быть может, они победят хотя бы своих конкурентов? Например, из известных на сегодня десятков соцсетей во всем мире выживут только несколько крупнейших, скажем, Facebook или «ВКонтакте»?
Взглянем на короткую, но яркую историю социальных медиа. Названия фаворитов могут годами оставаться одними и теми же, или могут постепенно меняться, как было, к примеру, когда «ВКонтакте» обогнала «Одноклассников.ru», а Facebook одолела MySpace, но разнообразие палитры социальных сетей остается постоянным. Трудно представить, что куда-то исчезнут профессиональные социальные сети типа LinkedIn, помогающие в поиске работы и развитии деловых связей. Вряд ли исчезнут многопользовательские сетевые игры. Даже если что-то случится с самым популярным в мире видеохостингом YouTube, его место наверняка займет кто-то из конкурентов. Кроме того, в разных регионах мира популярны разные соцсети, что, на мой взгляд, отражает разницу в мировосприятии, присущую различным нациям, и делает понятным их выбор в пользу «своей», а не глобальной или «американской» сети.
Отдельного разговора заслуживает такое направление соцмедиа, как упомянутый выше микроблоггинг.
Именно здесь вспыхнула последняя на сегодняшний день яркая звезда соцмедиа – Twitter, о популярности которой свидетельствует уже то, что в России название этой сети все чаще пишут без кавычек и кириллицей (так поступает и автор этой статьи — и вполне сознательно). В языке уже появились различные производные, например, «твит», означающее сообщение в твиттере, или глагол «твитить» (писать в твиттер), «твиттинг» (пользование твиттером).
Всем понятно, что мировой успех этого сервиса с его 200 млн пользователей (их число на 1 января 2011 года) связан с популярностью коротких сообщений, до 140 символов, в сетях сотовой связи. Причем бесплатно, что выгодно отличает этот сервис от близких по форме SMS в сетях мобильной связи.
Другое сильнейшее отличие от SMS — в твиттере можно читать то, что пишет любой другой участник сети, достаточно подписаться на получение сообщений интересующего вас автора микроблога — стать «фолловером» — причем для подписки не требуется согласие автора.
Твиттер постоянно развивается. Поменялась его платформа, он перебазировался на более мощные серверы, что позитивно повлияло на стабильность работы. Появилась возможность смотреть видео и фото непосредственно на сайте. Итог: сегодня twitter.com входит в десятку самых посещаемых веб-сайтов в мире.
А что дальше? Очевидный для тех, кто следит за развитием отрасли, тренд — все большая простота интерфейсов соцсетей, по возможности, без ущерба для функциональности.
Другой важной тенденцией можно считать все большую открытость. Например, по желанию пользователя его текущие координаты на поверхности Земли «привязываются» к фотографиям и сообщениям. И все его «френды» или «фолловеры» могут понять, где именно он сейчас находится, где сделан этот снимок, в каком кафе заказаны эта пицца или эти устрицы. Безусловно, идет наступление на традиционную «приватность», чуть ли не на неприкосновенность частной жизни.
Постоянно растущее число пользователей, похоже, привело к тому, что частью общества пройден некий психологический рубеж – и это еще одна тенденция — все чаще приходится слышать мнение, что если человек не представлен в соцмедиа (у него нет своего сайта, блога или аккаунта), то его интегрированность в общество, само его социальное существование можно поставить под сомнение. Во всяком случае, для подавляющего большинства социально активных людей необходимость — и полезность — присутствия в соцмедиа сегодня очевидны.
Вряд ли кто-то отважится утверждать, что точно знает, какой сервис будет фаворитом социальных медиа через десять или даже через пять лет.
Слишком стремительно меняется ситуация в этой сфере. Но так же, как сорок лет назад к нам пришла сеть интернет и с тех пор остается с нами, лишь наращивая год от года охват населения планеты и набор предоставляемых услуг, так и соцмедиа пришли в человеческое общество всерьез и надолго. Мы находимся на пороге их количественного и качественного роста и роста их влияния на общество. Стоит ли удивляться этому, ведь соцмедиа с новой силой удовлетворяют одну из древнейших и базовых потребностей человека – потребность к свободному общению.