В США наступила новая телевизионная эра: на прошлой неделе, с разницей в один день, компании Samsung и Panasonic начали продавать 3D-телевизоры. 9 марта, за $3 тыс., в комплекте с двумя парами стереоочков и приводом формата Blu-ray был продан первый 3D-телевизор — им стал 46-дюмовый Samsung. В компании не скрывают, что вывод этих устройств на массовый рынок отчасти обусловлен успехом кинофильмов «Аватар» и «Алиса в стране чудес», которые собрали в прокате около $2,5 млрд.
На данный момент 3D-телевизор Samsung с ЖК экраном диагональю 46 дюймов стоит около $3000. Телевизор с 55-дюймовым экраном появится на рынке США в апреле по цене около $7000. В будущем корейская компания собирается расширить линейку и представить на рынке 13 различных 3D-моделей. Тим Бакстер, заведующий отделом продаж Samsung в США заявил в интервью Associated Press, что его компания планирует в 2010 году продать в США 35 млн своих телевизоров, из них поддерживать 3D будут 3–4 млн.
Panasonic деталей своей ценовой политики пока не раскрывает. В розничной сети Best Buy сейчас продается лишь одна модель, 50-дюймовый телевизор Panasonic VIERA VT20. Модель японского производителя оснащена плазменным экраном, продается за $2900 в комплекте с Blu-ray проигрывателем и за $2500 без него. Каждая пара 3D-очков стоит $150. В ближайшее время Panasonic начнет продажи еще трех моделей — с 54, 58 и 65-дюймовыми экранами. Вдобавок к телевизорам Panasonic обещает уже в июне запустить в США специальный телеканал, на котором будут транслироваться трехмерные кинофильмы и ТВ-шоу. Часть контента будет предоставляться бесплатно, часть на коммерческой основе.
10 июня в США начнутся продажи 3D-телевизоров компании Sony. Устройства этого производителя будут стоить около $3200 за 40-дюймовую модель и около $6400 за 46-дюймовую. В дальнейших планах компании производство 52 и 60-дюймовых телевизоров. В Sony рассчитывают, что уже скоро каждый десятый продаваемый телевизор будет поддерживать трехмерную картинку. В 2011 финансовом году компания планирует продать 25 млн таких устройств. По прогнозам самой компании Sony, стоимость самых дешевых 3D-телевизоров в ближайшем будущем упадет до $500.
Ждет ли мир «бум» трехмерного телевидения? Аналитики из компании iSuppli прогнозируют, что в 2010 году в мире будет продано 4,2 млн 3D-телевизоров на общую сумму в $7,4 млрд, а в 2012 году рынок вырастет до 27 млн устройств.
У аналитиков из компании Gartner другие цифры. По их мнению, в 2010 году будет продано 1,6 млн телевизоров нового поколения, в 2011 году — 5,2 млн, в 2012 — до 22,2 млн, в 2014 — 35,1 млн.
Есть, правда, и скептические мнения: из-за недостатка контента и необходимости надевать громоздкие очки с батарейками 3D-телевизоры так никогда массовыми и не станут. Эксперты, опрошенные Associated Press, говорят, что эти недостатки будут серьезным сдерживающим фактором для развития новой технологии. Производители утверждают обратное: «контента хватит всем». Samsung, например, уже заключила договор с компанией DreamWorks Animation о том, что та выпустит специальные объемные версии своих старых компьютерных мультфильмов. Первым будет адаптирован «Шрек». Есть подобные планы и у других киностудий.
Телекомпания ESPN планирует показывать в 3D все матчи чемпионата мира по футболу, который стартует в июне. Также производители рассчитывают, что их устройства будут востребованы среди любителей игр на консолях.
IT-эксперт компании Mail.ru Антон Ходов также не видит проблемы в малом количестве контента: «Достаточно посмотреть, как много новых фильмов и мультиков выходит в 3D, а тенденция со временем будет только нарастать. Причины очевидны для любого человека, который хотя бы раз сравнивал одно и то же кино в 2D и 3D-формате. Кстати, есть программы, «превращающие» обычный фильм в «псевдо-3D» — эффект, конечно, не сравнить, но объем у картинки все равно появляется».
Схожую позицию занимает и Евгений Ициксон из MForum: » Объем 3D-контента растет быстрыми темпами. Например, если на очередном фестивале мультфильмов в прошлом году было представлено 3 работы в 3D, в этом — 200. Старые фильмы в 3D уровня «Аватара» переделывать невозможно, а точнее, неоправданно. Но будут пересъемки, например Джордж Лукас планирует переснять «Звездные войны».
Российские эксперты разошлись во мнениях, насколько популярной и массовой окажется технология 3D.
Аналитик инвестиционной компании «Финам» Сергей Фильченков отмечает: «Пока ниша, на которую претендует данный товар, крайне узка. Это своего рода новый технологический прорыв на рынке домашних кинотеатров, причем в верхнем сегменте этого рынка, если ориентироваться на цены».
По мнению Фильченкова, переход на 3D-телевизоры не будет носить обвального характера в силу узости ниши: «большинство любителей кинофильмов в высоком разрешении и 3D-формате предпочтут воскресный поход в кинотеатр покупке дорогого гаджета, которым и пользоваться-то особенно времени нет. То есть на какой-то достаточно длительный период 3D-телевизоры останутся дорогой игрушкой для снобов и гиков».
Эксперт считает, что функция 3D в новых телевизорах еще долго не будет востребована, так как единственный 3D-телеканал транслируется сейчас только в Японии. «Для большинства телепрограмм формат 3D избыточен по своим возможностям и будет только удорожать производство», — добавляет Фильченков.
По словам аналитика, распространение технологии будет сдерживаться еще и потому, что превратить «обычный» телевизор в трехмерный путем покупки к нему дополнительного устройства невозможно. Для России же, говорит он, цена в $3 тыс., в отличие от США, слишком велика.
Антон Ходов в интервью «Газете.Ru» заметил, что некое подобие 3D-телевизора можно получить путем установки системы Nvidia 3D Vision. Однако, уточняет он, частота развертки экрана у телевизора должна составлять как минимум 120 Гц, а такие модели встречаются редко. В отличие от коллеги из «Финама», эксперт Mail.ru ждет хороших продаж 3D-телевизоров в России: «Бум точно начнется, как только стоимость телевизоров снизится. На сегодняшний день наиболее доступное устройство такого рода стоит около 3 тысяч долларов, а это многовато для бума.
Но достаточно сравнить цены плазменных и ЖК-телевизоров сразу после их появления с нынешним положением дел, чтобы начать с оптимизмом смотреть на будущее 3D-телевизоров».
Единственная технологическая проблема, связанная с 3D, говорит эксперт, в том, что от долгого просмотра объемной картинки сильно устают глаза. Однако в будущем, полагает он, она будет решена, т. к. «альтернатив у 3D нет».
Евгений Ициксон придерживается такого же мнения: «бум» 3D уже является фактом. Технология поддержана крупнейшими производителями ЖК-дисплеев — Samsung и LG, а это значит, что скоро 3D-телевизоры будут стоить не так дорого и можно будет говорить о «принятии» формата в ближайшие 10 лет.