Один из крупнейших в мире производителей бытовой техники и электронных товаров, японская корпорация Panasonic Corporation собирается занять главенствующую позицию на еще не существующем рынке телевизоров с трехмерным изображением 3D. Продажа новых телевизоров начнется в апреле. За год Panasonic собирается произвести и реализовать 1 млн штук, а в 2012 году увеличить производство в 10 раз.
Если планы сбудутся, японская корпорация в 2012―2013 годах будет контролировать две трети мирового рынка телевизоров с трехмерным изображением (всего рынок оценивается экспертами в 15 млн единиц). Поначалу корпорация планирует сделать трехмерными самые дорогие плазменные телевизоры с размером экрана больше 50 дюймов по диагонали. Однако уже через несколько лет по новой технологии будут выпускаться и более массовые модели, в том числе с дисплеем на жидких кристаллах. По прогнозам, цена на новые телевизоры будет на 20% выше, чем на аппараты с плоским изображением. В Panasonic уже заявили, что, если товар найдёт свой спрос, концерн намерен начать продажу и 3D-видеокамер.
Впрочем, другие крупные производители телевизоров также заявили о своём желании побороться за долю на рынке 3D-телевидения. Так, Samsung уже представил новую линейку тонких LED-телевизоров с поддержкой 3D. В компании обещают, что к середине 2010 года все телевизоры Samsung среднего и высшего класса будут иметь поддержку трехмерного канала. Желание занять своё место на рынке высказали также в компаниях Sony и Тоshiba.
«Успех «Аватара» по всему миру реально показал, что люди идут на 3D и идут активно. Они хотят видеть такое и у себя дома»,
― объясняет возникший ажиотаж президент ассоциации телевидения высокой четкости и цифрового кино HD Union, генеральный директор сети HDTV-каналов бесплатного распространения HD Media Герасим Гадиян. По прогнозам аналитика, когда доля телевизоров высокой четкости приблизится к ста процентам (сейчас порядка 15%), следующим этапом станет вытеснение их 3D.
Эра популярности стереоскопического кинематографа началась еще в 60-е. А в 80-е на экраны появились такие знаменитые фильмы, как «Челюсти 3D», «Пятница, 13-е, часть III» и другие. Но только сейчас «все звезды сошлись, чтобы стартовала технология массового 3D-телевидения», говорит замгендиректора Московского научно-исследовательского телевизионного института Константин Быструшкин.
«Наконец-то появилась технологическая база для создания относительно недорогих мониторов, да и телекоммуникационные каналы развиты достаточно, чтобы транслировать 3D-изображение»,
говорит Быструшкин.
На данный момент существуют два варианта технологии 3D-телевизоров. Кроме аппаратов, фильмы на которых, как и в кинотеатре, нужно смотреть в очках, есть и безочковые модели, например Phillips WOWvx. «Этот вариант дороже, но он набирает популярность», ― говорит Гадиян. Эту технологию презентовали около четырех лет назад, но, если тогда такой телевизор стоил $15―20 тысяч, сейчас есть и более дешевые модели. «Такой телевизор напоминает старые открытки, изображение на которых при повороте приобретает объем. Здесь на определенном расстоянии картинка также становиться объемной без очков», ― рассказывает он.
Однако развитие трехмерного телевидения зависит от наличия соответствующего контента. Пока лишь немногие телекомпании заявили о таких планах.
Так, американская DirecTV в конце 2009 года сообщила о подготовке к выходу в эфир первого в мире 3D-телеканала. В программу нового канала войдут кинофильмы, спортивные трансляции и прочие шоу. На выставке CES 2010 в Лас-Вегасе Discovery Communications совместно с Sony и IMAX также объявила о планах по созданию собственного круглосуточного 3D-канала в США. В программу войдут передачи о природе, космосе, науке, путешествиях, а также телешоу для детей. Наконец, калифорнийская компания StereoVision Entertainment Inc., специализирующаяся на 3D-развлечениях, рассказала о планах по запуску собственного канала трехмерного телевидения. В Японии одна из телекомпаний начинает с лета трансляцию передач с трехмерным изображением. Олимпиаду в Ванкувере можно будет увидеть и в стереоизображении.
В России также делают контент для 3D-телевидения, однако, признает Гадиян, «речи о коммерческих проектах пока нет, это, скорее, тестовые работы, которыми занимаются отдельные энтузиасты». Производство отечественных фильмов упирается в экономический вопрос. Снять стереофильм дороже, да к тому же нужно соблюсти всю технологическую цепочку. «Пока кинотеатров не очень много, если бы в России их было бы хотя бы 30%, то кинопроизводители поняли бы, что проект отобьется, и снимали бы», ― считает эксперт.
Впрочем, кроме обычного стерео, для съемки которого нужны две камеры, есть и псевдо 3D, добавляет он: «Картинка пропускается через специальное устройство, на выходе оно дает два изображения для разных глаз. Получается псевдо 3D-эффект, интересный, но он слабее настоящего». В прошлом году, рассказывает эксперт, JVC показывало такое устройство за $25―30 тысяч.
В России сейчас продажи 3D-телевизоров составляют порядка 0,8% от всех плоскопанельных, рассказывает PR-директор «Эльдорадо» Илья Новохатский. По прогнозам, в 2010 году доля вырасет до 2-3%, а «заметные продажи» возможны лишь в 2011-2012 году, причем их объем будет находиться в прямой зависимости от наличия контента и стоимости преобразования изображения 2D в 3D, говорит он. «В 2010 3D-технология будет применима в основном в Hi-End телевизорах стоимостью от 80-100 тысяч рублей, что будет через год-два – никто с уверенностью не скажет, но очевидно, что они будут дешеветь», — добавляет Новохатский.