IP-телефония в России не подвержена правовому регулированию, и это необходимо исправить. К таким выводам пришла комиссия по телекоммуникациям и информационным технологиям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) на заседании по формированию правовых основ развития IP-телефонии в стране.
Представители телекоммуникационных компаний, в частности, первый заместитель генерального директора компании «Мегафон» Валерий Ермаков указывают, что
разговоры по IP-телефонии ведутся без всякого контроля со стороны государства. В частности, программы, подобные Skype, не подключены к системе прослушивания телефонных переговоров СОРМ.
Также бизнесмены отмечают, что «большинство оперирующих на территории РФ брендов, таких, как Skype и Icq – иностранного происхождения, и поэтому необходимо обеспечить защиту отечественного производителя в этой области», говорится в пресс-релизе комиссии РСПП.
Кроме того, операторы очень надеются обратить внимание чиновников на то, что Skype зарабатывает в России и не платит здесь налогов, не вкладывается в инфраструктуру. А
пользователи, по мнению Ермакова, должны опасаться провайдеров услуг, которые не представлены официально в России, их деятельность не контролируется, поэтому интересы абонентов не защищены.
Надо сказать, что нигде в мире правового регулирования этой сферы пока нет. При этом рынок IP-телефонии увеличивается в разы быстрее, нежели рынок традиционной голосовой связи. Так, по мнению старшего вице-президента ЗАО «Компания Транстелеком» Виталия Котова, к 2012 году 40% российского трафика будет занято IP-телефонией.
Такая ситуация наносит большой ущерб интересам сотовых компаний.
«Если бы в 2008 году услуги мобильной связи в РФ оказывались операторами IP-телефонии (типа Skype), то размер рынка в денежном эквиваленте уменьшился бы в 10–15 раз с $2,6 млрд до $0,26 млрд»,
— говорит Котов. По оценке ТТК, стоимость платных услуг у операторов IP-телефонии в 1,5–2 раза ниже, чем у традиционных операторов. При этом, например, у Skype за одну платную минуту клиент получает десять бесплатных внутрисетевых. Выручка Skype за 2008 год составила $551 млн, а количество абонентов на 1 января 2009 года достигло 405 миллионов. При таком количестве пользователей выручка в 11 центов на каждого приносит ощутимый доход. Для сравнения, выручка на одного пользователя по услугам фиксированной телефонии составляет на сегодняшний день $3,11, говорит Котов.
В связи с этим у операторов есть все шансы опасаться, что абоненты, использующие Skype, перетекут в IP-телефонию и отберут у них доходы.
«IP-телефония невыгодна сотовым операторам, потому что они пока не научились зарабатывать на этом деньги»,
— утверждает аналитик J'son & Partners Виталий Солонин. Пока это так, они «будут искать всяческие причины, лоббируя запрет IP-телефонии», убежден он.
Ермаков предложил два пути решения проблем, возникших у операторов с развитием с IP-телефонии: либо защищать вложенные телекоммуникационными компаниями инвестиции и бороться с VoIP-сервисами, либо начать предоставлять аналогичные услуги потребителям.
Эксперты боятся, что телекоммуникационные службы пойдут по первому пути, благо прецеденты в других странах были. Так, в Китае запретили использование IP-телефонии, в том числе и с помощью программы Skype, по той причине, что сервисы Skype начали очень активно привлекать клиентов государственных телефонных компаний, предоставляющих обычную телефонную связь. Пользователи iPhone из Канады также столкнулись с запретом на использования сервисов Skype, так как, согласно канадскому законодательству, оператор связи должен в любой момент, в целях безопасности, определить местонахождение звонящего, а в IP-соединении не предусмотрено определение номеров.
Два крупнейших британских оператора сотовой связи — Orange и O2 — обратились к Nokia с требованием убрать Skype из новых аппаратов N97, иначе они просто откажутся продавать их. Большинство операторов в США также блокируют звонки по Skype через свою сеть, оставляя пользователям только WiFi.
Но специалисты рынка считают такое поведение недальновидным. «Блокирование трафика — не очень удачный способ сохранения конкурентоспособности по сравнению с хорошим качеством связи и низкими ценами, которые предлагают VoIP-операторы», — говорит аналитик Мобайл@Mail.Ru Дмитрий Рябинин
Не говоря о том, что такие меры противоречат честной конкуренции, они просто неэффективны в долгосрочной перспективе. «Скорее всего, сотовые операторы неминуемо осознают необходимость кооперации с игроками этого рынка – это будет выгодно для всех сторон», — верит эксперт.
Солонин предполагает, что ситуацию могло бы спасти альтернативное «коробочное решение». Им мог бы стать выход на рынок нового аппарата с уже встроенной программой для использования IP-телефонии. Это даст прибыль операторам и будет удобно потребителям, так как «не каждый пользователь может установить в свой смартфон скайп так, чтобы у него всё заработало».
По итогам заседания комиссии РСПП было принято решение создать в ее составе рабочую группу по подготовке предложений, касающихся нормативно-правовой базы работы IP-телефонии на территории РФ, «опираясь на существующих российских игроков». Пользователям остаётся только надеяться, что правительство РФ последует примеру министерства связи Израиля, которое недавно запретило операторам сотовой связи блокировать трафик Skype и других программ IP-телефонии.
Пока же лишь «Мегафон» готовит базу для того, чтобы пойти по второму пути, названному Ермаковым. С третьей декады июля компания начинает продвигать проект «Мультифон», активно эксплуатирующий в своей деятельности технологию VoIP. Это, как и Skype, стандартное компьютерное приложение для Windows XP или Vista, позволяющее осуществлять телефонные звонки. Среди заявленных бонусов этой программы – определитель номера. Вероятно, эта программа будет ближе к требованиям РСПП.