Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

GPS и ГЛОНАСС: недостатки и перспективы

Российская система спутниковой навигации ГЛОНАСС, несмотря на все усилия государства по ее развитию, пока не пользуется спросом. Есть ли шансы у ГЛОНАСС на потребительском рынке, где давно и успешно функционирует американская GPS?

Российское правительство пока безуспешно пытается убедить россиян пользоваться отечественной системой спутниковой навигации ГЛОНАСС вместо американской GPS. Глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов предложил властям даже запретить на законодательном уровне ввоз в Россию автомобилей, в которых не предусмотрено использование ГЛОНАСС-навигатора.

«Если на автомобиле не установлен ГЛОНАСС-приемник, то ввоз автомобиля в страну либо становится невозможным, либо в несколько раз повышаются таможенные сборы», — цитирует «Интерфакс» Перминова.

«Только так мы можем защитить отечественный рынок, российских производителей», — объяснил он свою позицию.

Запретительные инициативы главы «Роскосмоса» эксперты оценивают весьма скептически. «Ничего хорошего я от таких мер не ожидаю. Это убьет еще достаточно неразвитый рынок GPS, то есть рынок навигационных технологий вообще. В тех же регионах, где навигация и так пока доступна лишь немногим потребителям ввиду ее высокой стоимости, в случае введения «заградительных барьеров» она станет еще менее доступной. GPS можно действительно «смять», но если ГЛОНАССа нет, то от умирания GPS он точно не появится. А вот рынок сопутствующих сервисов, картографии и т. п. от таких действий однозначно пострадает», — заявил в интервью «Газете.Ru» директор ООО «МИТ» (Мобильные информационные технологии) Андрей Сабайдаш.

Роскосмос предпринимает и другие шаги по продвижению ГЛОНАСС. Есть договоренность с «АвтоВАЗом» о внедрении навигаторов на базе ГЛОНАСС в новые автомобили Lada «Калина».

В рамках проекта на первом этапе планируется оборудовать подобными системами 10–15 тыс. автомобилей прямо на сборочном конвейере «АвтоВАЗа» уже в 2009 году.

В 2010 году таких машин будет выпущено еще больше. На данный момент проект находится на финальной стадии согласования. Если он будет запущен, в России ГЛОНАСС станут пользоваться не только государственные чиновники и спецслужбы (ГЛОНАСС-навигаторы устанавливаются вместо GPS-приемников на ведомственных автомобилях), но и простые потребители. Потенциал для рынка значителен: все-таки «АвтоВАЗа» является крупнейшим производителем автомобилей в России.

Сейчас же рынка потребительских ГЛОНАСС-приемников как такового в России нет.

По оценкам экспертов, на руках у россиян порядка 1,3–2 млн GPS-навигаторов, в то время как аналогов на ГЛОНАСС – не более 15–20 тыс. Причем большинство из них используется как раз в государственном секторе.

Есть только один GPS-навигатор с поддержкой ГЛОНАСС — автомобильный Glospace SGK — 7.0. Он оснащен 7-дюймовым сенсорным ЖК-дисплеем с разрешением 480х234 пикселей, процессором Samsung S3C2440 с тактовой частотой 400 МГц, 64 Мб встроенной памяти, портом USB. Работает устройство на ОС MS Windows CE 5.0, весит 400 г, его цена около 16 тыс. рублей. «Производство этой модели мелкосерийное, практически штучное. Так что массовым потребительским продуктом данная модель может считаться весьма условно», — считает Сабайдаш.

Крупные производители не спешат начинать производство навигаторов с поддержкой ГЛОНАСС.

Единственным исключением стала Mio Technology, которая еще в конце 2008 года заявляла, что не собирается выпускать навигаторы с поддержкой ГЛОНАСС, однако на выставке «Навитех-Экспо-2009» представила прототип автонавигатора со встроенным GPS-ГЛОНАСС-приемником. В России Mio принадлежит, по собственным оценкам компании, 18–22% рынка автонавигаторов, так что поддержка этой компанией ГЛОНАСС может стать очень важной для рынка. Приемник Mio C725 поддерживает как ГЛОНАСС, так и GPS и имеет относительно небольшие габариты. Правда, представлен лишь прототип устройства. Когда оно поступит в продажу и, главное, по какой цене, Mio Technology пока не сообщает.

Таким образом, никаких коммерческих перспектив у ГЛОНАСС даже в России (не говоря уже про мировой рынок) на сегодняшний день не просматривается. Однако эти перспективы могут появиться, если начнутся перебои в работе до сих пор исправно функционирующей GPS. Некоторые предпосылки для этого есть — Главное контрольное управление при правительстве США выступило с докладом, в котором предупредило:

GPS уже в 2010 году может начать давать серьезные сбои, и в результате миллионы пользователей будут получать неточные координаты.

В докладе отмечается, что система плохо управляется и не финансируется должным образом, а спутники со временем изнашиваются, оборудование требует замены и ремонта и нагрузка на него растет.

Российская ГЛОНАСС таких проблем не испытывает. «Сейчас на орбите находятся 20 спутников, что обеспечивает навигацию по территории Российской Федерации и по части Европы. В ближайшее время ожидается запуск еще четырех спутников, что при условии постоянной работы всех аппаратов должно обеспечить глобальное покрытие. Планируется, что в дальнейшем спутников будет больше, до 30, включая резервные», — рассказал «Газете.Ru» руководитель навигационного проекта «Автоспутник» Андрей Кузнецов. По его словам, «говорить о том, что у ГЛОНАСС есть шанс потеснить GPS, пока преждевременно. Должна быть полностью укомплектована спутниковая группировка, должно быть налажено серийное производство доступных гражданских ГЛОНАСС-приемников и приборов. И речь не идет о «вытеснении», это скорее комбинация ГЛОНАСС и GPS, которая на порядок повышает точность и надежность навигации». В будущем, по мнению Кузнецова, пользователю не придется выбирать между ГЛОНАСС и GPS:

«Наилучшие результаты дает комбинированное использование двух систем. Именно в таком режиме и будут работать большинство навигационных приемников».

Если говорить о современных ГЛОНАСС-устройствах, то эксперты отмечают низкие потребительские характеристики этой техники.

По мнению Сабайдаша, «их элементная база довольно крупная, потребляет много энергии и не вполне подходит для установки в современные мобильные устройства. Если в автонавигаторы современные ГЛОНАСС приемники еще как-то можно встроить (да и то только в самые крупные), то

ни в один телефон или смартфон ГЛОНАСС сейчас чисто технически «не встанет».

Среди прочих недостатков ГЛОНАСС-устройств Кузнецов выделяет их цену: «И российские, и западные ГЛОНАСС-модули производятся пока отнюдь не массовыми партиями и стоят достаточно дорого».

«Для уменьшения цены приемников необходимо их массовое производство. А производства нет, так как нет потребности на рынке в таком большом числе выпускаемых приемников, — соглашается Сабайдаш и продолжает: —

В ближнесрочной перспективе ни о каком массовом рынке для ГЛОНАСС говорить не приходится. GPS на сегодня работает более точно и совершенно».

При этом эксперт уточняет, что это происходит не потому, что GPS-система лучше: «Просто она дольше находится в эксплуатации, более отработана, вокруг нее создана вся необходимая инфраструктура (приемники, устройства, картография, сервисы и т. п.)».

Новости и материалы
Миранчук рассказал, где хочет завершить карьеру
Участника СВО задержали у возлюбленной после убийства пары в Екатеринбурге
Витас мог решиться на пластику после критики за лишний вес
Возбуждено дело против бойцов ВСУ, обстрелявших церковь в Курской области
В пермском музее современного искусства проходят обыски
Сербия планирует подписать новое соглашение по газу с Россией в 2025 году
В Ростовской области инвалид попал в больницу со следами избиения после прогулки
Наталья Гвоздикова объяснила, почему не считала Светличную своей подругой
МИД Израиля заявил, что МУС утратил легитимность
Модель Решетова снялась в откровенном платье без бюстгальтера в Дубае
Появилось видео удара экспериментальной ракетой ВС РФ по заводу «Южмаш»
В США сообщили о поражении Украины в конфликте с Россией
УАЗ запатентовал важную деталь своего нового автомобиля
Для Lada запатентованы фары новой формы
Российский военный пытался за 1 млн рублей купить справку для увольнения со службы
ВОЗ назвала шум скрытой угрозой для здоровья человека
Главком ВСУ рассказал, какие подразделения первыми вошли в Курскую область
На юрфаке МГУ объяснили антисанитарию в учебном корпусе
Все новости