Электронные книги становятся все более востребованными, их преимущества перед бумажными в ряде случаев очевидны: они стоят значительно дешевле (зачастую и вовсе доступны в сети бесплатно), не занимают места на полках в квартире, ничего не весят, в их тексте гораздо проще найти нужный отрывок или слово, а фрагменты легко копировать, что особенно важно для работы и учебы.
Само собой, популярность электронных книг тесно связана с распространением большого количества устройств для их чтения. Если на заре «цифровой эпохи» это был только настольный ПК (точнее, мерцающий экран ЭЛТ-монитора), то сейчас у пользователей появилось множество портативных девайсов: ноутбуки, КПК, смартфоны, нетбуки.
Но для чтения книг все эти устройства не совсем удобны. Читать с экрана ноутбука в общественном транспорте, да еще в толпе или на ходу — практически невозможно.
Более компактный и легкий нетбук работает без подзарядки около 3 часов – и дольше в дороге читать не получится. Да и вообще читать текст с экрана, особенно лежа на диване, не очень удобно: у большинства читателей устают глаза. КПК и смартфоны слабо подходят для чтения книг по другим причинам: у них маленький дисплей, который к тому же блекнет при ярком солнце, время работы без подзарядки также можно признать ограниченным.
Букридеры, специальные гаджеты для работы с электронными книгами (в России для них появилось сленговое словечко «читалка»), лишены всех этих недостатков.
Их 5–10 дюймовые е-ink дисплеи сохраняют контрастность даже на ярком солнце,
у них хорошее соотношение размера и разрешения экранов, длительное время автономной работы, их удобно держать в руках, они не утомляют глаз.
Первой производство букридеров с экранами е-ink освоила компания Sony, выпустив в 2004 году устройство LIBRIé EBR-1000EP. Сейчас помимо Sony их производят Orsio, LBook, Explay, Ectaco, IRex Technologies, Fujitsu, Amazon, Kolin и др. Впрочем, несмотря на обилие производителей, большая часть «читалок» принципиально друг от друга не отличается.
«Средний» букридер — устройство размером с блокнот, размером около 12х18х1 см. Как правило, он оснащен черно-белым 6-дюймовым экраном с разрешением 600х800, выполненным по технологи е-ink. Количество градаций серого цвета, воспроизводимого такими экранами, колеблется от 4 до 16 в зависимости от модели.
<1>
Вес подобных устройств от 180 до 250 граммов. Кнопки управления расположены сбоку и под экраном. Заряда аккумулятора хватает на просмотр 7–8 тыс. страниц. Емкость встроенной памяти от 64 до 512 Мб. Разумеется, предусмотрена возможность подключать к букридеру карты памяти.
Помимо основных текстовых форматов букридеры могут воспроизводить mp3-файлы и показывать графику в формате jpeg (в черно-белом варианте). Цена подобных устройств в России колеблется от 9 до 13 тысяч рублей.
Из общего ряда устройств для чтения электронных книг выпадают несколько экзотических девайсов,
которые выделяются как своими необычными функциональными возможностями, так и более высокой ценой – это Kindle DX компании Amazon, Reader Digital Book PRS-700 компании Sony и FLEPia компании Fujitsu. На них стоит взглянуть внимательнее – возможно, именно в этих моделях реализовано то, что через некоторое время станет нормой для всех устройств этого типа.
Один из них, Kindle DX, в начале мая представил интернет-магазин Amazon. От первой версии Kindle новый DX отличается большим 9,7-дюймовый экраном (в 2,5 раза больше, чем в предыдущем устройстве) и возможностью чтения pdf-файлов. Дисплей поддерживает разрешение 1200х824. Кроме того, DX подобно смартфонам iPhone имеет акселерометр, благодаря чему пользователи смогут читать книги, журналы и газеты, располагая их на экране как вертикально, так и горизонтально, скажем, имея перед глазами разворот 2 страниц. С помощью Kindle DX можно загружать из сети и читать 3 американские газеты: Boston Globe, Wall Street Journal и New York Times.
Как и предыдущая модель, новый DX оснащен EVDO-модулем (у остальных букридеров его нет), с помощью которого можно загружать электронные книги из Amazon, крупнейшего в мире интернет-магазина.
Kindle DX оснащен физической клавиатурой для работы в интернете, с помощью установленного на нем ПО можно, к примеру, искать информацию в «Википедии», создавать заметки и другие текстовые документы. Весит Kindle DX около 500 г. Цена девайса $489, продается он только через интернет-магазин Аmazon. Стоит отметить, что пока все интернет-сервисы, доступные Kindle DX, работают только на территории США.
В конце прошлого года компания Sony представила модель Reader Digital Book PRS-700, которая
отличается от других букридеров 6-дюймовым сенсорным экраном (на нем можно перелистывать страницы пальцем) и встроенной подсветкой экрана (для чтения в темноте).
Цена модели около $400, т.е. она дороже «среднего» букридера на рынке.
Еще один необычный девайс –FLEPia от Fujitsu.
Его е-ink-экран способен отображать 260 тыс. цветов, тогда как все остальные букридеры, продающиеся сейчас, монохромны.
Разрешение экрана – 768х1024, диагональ – 8 дюймов.
Другие особенности Fujitsu FLEPia – предустановленная ОС Windows CE 5.0., экранная клавиатура, браузер, e-mail клиент и некоторые другие приложения. Для выхода в сеть FLEPia оснащен модулями Wi-Fi и Bluetooth. Поражает, однако, и цена устройства — $1000.
Нельзя не отметить, что у букридеров, не только у трех последних, а у всех, есть существенные общие недостатки. Главный из них – высокая цена, сопоставимая с ценами на коммуникаторы или нетбуки.
Есть проблемы с поддержкой различных текстовых форматов, не всегда удачные интерфейс и софт.
Впрочем, эти недостатки можно назвать проблемами роста. Очевидно, что стоимость этих девайсов будет снижаться, производители избавятся от «детских» недостатков своих моделей и усовершенствуют их возможности.
Теперь два слова о том, для чего существуют букридеры, – о самих электронных книгах. В данный момент рынок электронных книг относительно невелик. Даже в такой технологически развитой стране, как США, он составляет всего 1,2% от всего национального книжного рынка страны. Однако его рост на 55% в 2008 году говорит о бурно растущем спросе на электронные книги.
В России рынок электронных книг находится еще в зачаточном состоянии.
Однако новые бизнес-проекты в этом направлении появляются. Так, издательская группа АСТ открыла собственный интернет-магазин по продаже электронных книг, в интернет-магазине Ozon.ru продается свыше тысячи электронных книг. По словам аналитика ИК «Финам» Татьяны Меньковой, рынок электронных книг (именно книг, не устройств для их чтения) в России ежегодно практически удваивается. В этом году его емкость «Финам» оценивает в $5 млн. В то же время эксперт замечает, что развитию этого рынка в России мешает масса пиратского контента и дороговизна существующих букридеров.
Тем не менее прямой связи между ростом рынка электронных книг и рынком букридеров проводить не стоит,
так как многие владельцы букридеров не покупают электронные книги и журналы, а скачивают их бесплатно на многочисленных сетевых ресурсах. Скорее всего, рынок букридеров будет расти быстрее, чем собственно книжный. Аналитики iSuppli прогнозируют, что к 2012 году в мире он вырастет со 150 тыс. устройств, проданных в 2007 году, до 18,3 млн. В денежном выражении, по их прогнозу, к 2012 году мировой рынок букридеров составит $291,2 млн.
Российский эксперт Олег Николаев говорит, что букридеры станут массовым продуктом через три--пять лет. Хотя на данный момент, признает он, российский рынок подобных устройств «ничего из себя не представляет: устройства продаются плохо, а на рынке нет действительно хороших девайсов».
По словам Николаева, сегодня абсолютное большинство россиян предпочитают читать электронные книги и газеты не со специализированных устройств, а при помощи смартфонов и коммуникаторов.
Массовому внедрению букридеров на текущем этапе мешает их «ужасный вид и неудобный интерфейс», полагает эксперт.
Эксперт ITMonitoring Константин Панько говорит, что серьезного роста популярности букридеров в России в ближайшее время ждать не приходится.
«Главная проблема букридеров — это цена. Слишком она велика для массового распространения, — считает эксперт.
– В своем нынешнем виде букридер, скорее всего, является не массовым, а нишевым устройством, для нужд образования, библиотек или для газетчиков». По словам Панько, сегодня реальную конкуренцию букридерам составляют смартфоны, и все потому, что цены на оба типа устройств вполне сопоставимы, в то время как возможности смартфонов гораздо шире.