Микроблог – это подвид общественного сетевого журнала. Главное отличие заключается в ограничении объемов написания и дальнейшей публикации той или иной текстовой заметки.
Допустимый предел для одной записи равен 200 символам (в сервисе Twitter — до 140).
В эти рамки следует уложиться пользователю, чтобы сформировать, для примера, свою мысль, идею, душевное состояние, настроение, событие и прочее.
Стоит также подчеркнуть, что создать запись у себя в микроблоге предоставляется возможным посредством практически всех электронных средств:
это может быть sms-сообщение, посланное в сервис с мобильного телефона, электронная почта, сервисный интернет-клиент, служба мгновенных сообщений типа Instant Messenger или продвинутый MP3-плеер. Опубликованные записи, внешне напоминающие чат, могут комментировать другие пользователи, будь это друзья, одноклассники, коллеги и т. д.
Похожим сервисом обладает и социальная сеть «вКонтакте». Приложение «заметки», а также строка статуса предлагают написать сообщение с ограниченным объемом, а затем получать комментарии от других зарегистрированных пользователей сервиса. Данный пример не единичен – с каждым днем все больше известных сайтов рунета вводят у себя подобный информационный «обменник»: mail.ru, qip.ru, habrahabr.ru и т. д.
За время своего существования, а это без малого три полных года (сервис стартовал 17 июля 2006-го), Twitter и его создатели получили несколько престижных наград в сфере электронных коммуникаций.
Некоторое время конкурентами Twitter'а считались еще два аналогичных сервиса: Pownce и Jaiku, однако недавно разработчики обоих сервисов объявили о прекращении работы над их развитием.
Сейчас Twitter является одним из основных инструментов, с помощью которого можно заняться мгновенным покорением сферы микроблогинга. Ключевое слово здесь – «мгновенным», поскольку Twitter предназначен именно для быстрого обмена информацией между теми или иными пользователями.
Изначально он создавался с одной целью – дать пользователю возможность ответить в режиме реального времени на простой вопрос «Как твои дела?», поступивший от стороннего собеседника, а далее уже завязать возможный микродиалог.
Позже такая, казалось бы, простая забава перешла на новый уровень – появилась своего рода система рейтингов и раскрутка своего собственного блога. Топовым пользователем теоретически мог стать любой. Достаточно было интересно и разнообразно вести дневник: некоторые превращали свой микроблог в цитатник, кто-то снабжал его ссылками на актуальные новостные ленты, статьи и просто интересные факты из сферы бизнеса, IT, моды и медиа, кто-то писал развернутые сообщения о погоде у себя за окном или о сорте чая, который он пьет в перерывах между работой.
За время функционирования Twitter'а у него появились специальные подсервисы.
Самые интересные из них: Twellow – поиск твиттерян по интересам, SayTweet – позволяет загружать фото своих друзей, и если от кого-то из них приходит сообщение, иконка ярко подсвечивается, TwitterGrader – детальная статистика аккаунта с показами всех заходов и так далее. Это все отчасти напоминает iPhone с его огромным количеством игр, программ и дополнений, доступных через Apple Store.
По версии научного портала New Scientist, информация, публикуемая в Twitter, в несколько раз опережает привычные для нас СМИ.
Также было отмечено, что микроблог в целом – полезное средство помощи в спасательных операциях различной сложности. Известно, что организация Красный Крест в Америке использует Twitter для обмена ежеминутными новостями в своей области.
Список погибших и раненых во время теракта в индийском городе Мумбай помогли составить твиттеряне – очевидцы с места трагедии посылали множество сообщений через сервис. Кроме того, пользователи предоставили контакты экстренной связи, адреса ближайших госпиталей и больниц тем, кому нужно было переливать кровь.
Есть у Twitter и обратная сторона.
С учетом российских реалий – медленного и дорогого мобильного интернета — полноценный ежеминутный обмен информацией у нас возможен лишь в том случае, если пользователь находится за компьютером.
Другие средства связи, к сожалению, пока не могут обеспечить такого сервиса, как в Америке. Например, самые активные твиттеряне в мире – владельцы мобильных телефонов BlackBerry. В России канадская RIM (компания, производящая линейку BlackBerry) представлена не очень широко. Если говорить о других марках телефонов, то стоит заметить, что не все из них удобны для микроблогинга.
Недостатком сервиса для российских пользователей можно считать и отсутствие русскоязычного интерфейса.
По подсчетам портала techcrunch, в марте 2009 года количество пользователей Twitter'а достигло 19 млн. С учетом того, что количество русскоязычных твиттерян только недавно перевалило за отметку в 5 тысяч, с одной стороны, у Twitter'а существует огромный потенциал роста среди русскоязычных пользователей, а с другой – отсутствует гандикап перед аналогичными российскими сервисами. Таким образом, в России Twitter может столкнуться с реальной конкуренцией.
Стоит отметить, что для многих пользователей остается открытым вопрос, нужна ли в «избранном» интернет-браузера новая закладка наряду с популярными социальными сетями и блогами, которые и без того отнимают много драгоценного времени.
В данный момент даже экспертам не ясно, станет ли микроблогинг в России очередной интернет-сенсацией или останется узконишевым сервисом.
Корреспондент «Газеты.Ru» попросил экспертов в области интернет-коммуникаций оценить перспективы микроблог-сервисов в общем и Twitter'а в частности.
По мнению Андрея Подшибякина, главного редактора Livejournal.ru «массовый микроблогинг в России не получится сразу по нескольким причинам: с технической точки зрения, эта история связана с мобильными устройствами, а у нас пока еще не очень принято использовать телефон для записей в блоге. Есть и идеологическая причина:
среднестатистический блогер, живущий в нашей (по-прежнему) логоцентричной стране, редко умеет выражать свои мысли в объеме нескольких десятков знаков,
ему нужно гораздо более широкое пространство для самовыражения».
«Первый раз я услышал про Twitter год-полтора назад, — говорит Станислав Куприянов, главный редактор журнала Т3. — Тогда еще в ходу была шутка о том, что это такой Livejournal для людей с ограниченным словарным запасом. К самому микроблогингу отношение было соответствующее – «нежилец». Однако за год посещаемость сайта выросла на 700%, а ряды пользователей пополнили Дэвид Линч, Стивен Фрай, Деми Мур и Анрольд Шварценеггер. И дело, мне кажется, не только в том, что писать на Twitter считается модным. Мода, конечно, уйдет. Просто формат микроблога идеально ложится на окружающую нас действительность.
Можно сколько угодно жаловаться на всеобщую деградацию и отупение человечества, но далеко не у всех есть время (да и потребность) на ведение полноценного блога.
А набирать SMS, да еще и формулируя мысли одним-двумя предложениями, мы и так уже все умеем даже с закрытыми глазами».
Анна Тюменцева, редактор отдела информации bfm.ru, считает, что Twitter отнюдь не является вехой в блогинге или какой-то сенсацией:
«Люди привыкают к вариантам «микро», но уложить по-настоящему достойную мысль в сотню знаков практически невозможно.
Для кого-то это способ в очередной раз сказать: «Это я. Я веду здоровый образ жизни, хожу на фитнес, плаваю в престижном бассейне, работаю недалеко от метро, ем креветки в горчичном соусе. Я существую, и, пожалуйста, обратите на меня внимание». Лично для меня это хороший способ коммуникации с людьми, которых я вряд ли увижу. И, конечно же, вариант микросамопиара».