Исход парламентских выборов в Австралии 24 ноября могут решить интернет и его пользователи. За их симпатии в основном борются лидер лейбористов Кевин Радд и действующий премьер-министр либерал Джон Уинстон Говард. Об этом свидетельствуют данные последнего опроса общественного мнения, обнародованного сегодня газетой Sydney Morning Herald.
Австралия несколько лет подряд занимает лидирующие позиции в мире по числу пользователей интернета. Всемирная паутина доступна 7 из 10 жителей страны, а для молодежи эти показатели еще выше.
Учитывая, что в этом году на избирательные участки должен прийти 1 млн молодых австралийцев при общей численности обладающих правом голоса в 13,6 млн, ставки для политиков становятся решающе высоки.
Последние опросы свидетельствуют, что Радд, развернувший бурную активность в сети, перехватил лидерство у пожилого Говарда за счет самых активных интернет-пользователей — молодежи в возрасте от 18 до 34 лет.
Сейчас в этой возрастной категории за него готовы проголосовать на 775 тыс. человек больше, чем за действующего премьер-министра. Лейбористы пользуются поддержкой 47% австралийцев против 37% у либералов, сообщает агентство Reuters.
Стратегически важным в избирательной кампании Радда стало использование так называемых социальных сетей в интернете, позволяющих своим пользователям создавать личные страницы и общаться друг с другом.
Объединявшие сначала одноклассников и близких знакомых, сейчас службы Facebook.com и MySpace.com стали основными инструментами для поиска и создания групп пользователей по интересам.
Радд первым начал медийную кампанию и уже достиг на Facebook предусматривающегося потолка в 5 тыс. «френдов», то есть пользователей, следящих за его сообщениями. На портале MySpace.com число добавивших его в свои друзья перевалило за 21 тысячу. Кандидат, предстающий в подкупающем облике простого австралийца, не преминул воспользоваться всеми предложенными инструментами общения. Он ведет свой блог, обновил музыкальные интересы, предлагает всем желающим приобрести в сувенирном онлайн-магазине майки с логотипом своей кампании и, естественно, призывает голосовать за себя. Очевидно, что команда Радда поставила перед собой цель таким образом сократить дистанцию между политиком и избираталем и добилась своего.
Страничка его соперников-консерваторов на MySpace.com заинтересовала, в свою очередь, лишь девятерых человек.
Кампания по дискредитации Радда тоже сместилась в интернет. Кандидата выставили на посмешище после обнародования на сайте видеохостинга YouTube.com архивных кадров, на которых скучающий на заседании парламента Радд ковыряется в левом ухе и пробует на вкус его содержимое. Это видео посмотрели уже 205 тысяч человек.
Развитие «социальных сетей» как нового вида коммуникации, бизнеса и средства воздействия на массовое сознание превосходит ожидания экспертов. По данным американских маркетологов из компании Parks Associates, посещению «социальных сетей» уделяют время 19% всех пользователей интернета в США, и эта форма онлайн-существования уже вышла на третье место после азартных игр (34%) и просмотра потокового видео (29%). Число пользователей MySpace.com с 2005 года более чем удвоилось, достигнув 188 млн человек.
Российские «сети» в настоящее время также переживают бум. Однако ни MoiKrug.ru, ни Odnoklassniki.ru и Vkontakte.ru (3-е место по посещаемости в России — 130 млн просмотренных страниц ежедневно) на политическое влияние пока не претендуют.
Политические игроки в России не рассчитывают на отдачу от своего присутствия в русскоязычных «социальных сетях».
Как отмечает кандидат в депутаты Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев, несмотря на то что на сайте Vkontakte.ru «создается много групп по политическим интересам», роль медиатора политических дискуссий в интернет-пространстве традиционно принадлежит сервису онлайн-дневников «Живой журнал» (LiveJournal.com). Отсутствие же в сети знаковых фигур, лидеров парламентских фракций, не говоря уже о членах правительства, свидетельствует, по его мнению, о «принципиально другом отношении к политике как таковой» у российских властей.
«Признаком хорошего политического тона является пренебрежение к оппонентам: недостаточно не только вести с ними дискуссии, с ними невозможно никакое публичное общение», — намекает Пономарев на «Единую Россию».
По его словам, власть «в духе царизма» «подчеркнуто вне любых методов самоорганизации общества снизу». Схожего с ним мнения придерживается и руководитель службы блогов компании Sup Антон Носик, который призывает осознать, что «любые успехи кандидата в пространстве интернета — это вопрос, актуальный для страны, где есть публичная политика и есть претенденты на голоса избирателей». Сейчас, по его словам, в России существует лишь одна форма волеизъявления граждан, в которой остается место политику как личности, — президентские выборы.
«Однако президентский пост еще никто благодаря «социальным сетям» не выигрывал», — считает Носик, и «способа конвертации известности среди пользователей интернета в политический вес» в России не существует.