Перед началом интервью выяснилось, что наш собеседник, чех по происхождению, с 12 лет учил русский язык в школе, а затем в университете и во время своих визитов в нашу страну он предпочитает говорить с коллегами по-русски:
— Я работаю в компании Motorola уже 10 лет. Начинал в Чехии, где 4 года представлял компанию на чешском и словацком рынках. Затем меня направили в Великобританию курировать регион Центральной Европы — прежде всего, Россию, Украину, Центральную Азию, также Балканы, Румынию, Болгарию, Грецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Хорватию. Сейчас я живу в Великобритании и работаю в главном офисе компании, но в каждой стране у меня есть команда. В мои обязанности как раз и входит создание правильной атмосферы в командах, поддержание внутреннего баланса, что обеспечивает принятие правильных решений. У нас большая команда в России. Я часто приезжаю в Россию, в Москве обычно бываю каждые 3–6 недель. Я люблю Россию, очень люблю приезжать в Москву.
— В прошлом году вы делали прогнозы по продажам в России? Оправдались ли они?
— Я могу говорить об этом только со стороны Motorola. Мы достигли намеченной цели, чему очень рады: по нашим оценкам, мы занимаем первое место в России. Россия — это стратегический и ключевой рынок для нас. Мы потратили много усилий, особенно за последние 3 года, чтобы сделать Motorola лидером индустрии в России. Россия — одна из стран, куда мы в первую очередь привозим все новинки. Здесь мы работаем со всеми основными дистрибуторами и продавцами.
Мне нравится работать в России по одной простой причине — работать с местными дистрибуторами большое удовольствие.
У них отличные команды: молодые, очень предприимчивые люди, которые строят отличные компании. К тому же рынок развивается очень динамично. Мне бы хотелось обратить внимание на то, что мы работаем в России с 1994–1995 года, то есть Motorola не возникла на вашем рынке случайно. Мы здесь уже долгое время и прошли через очень трудный период (финансовый кризис 1998 года), мы поддержали рынок и наших клиентов, а клиенты поддержали нас, что помогло нам построить партнерские отношения, основанные на доверии. Это очень важная особенность наших отношений с российскими дистрибуторами, что позволяет нам рассматривать Россию как важнейший рынок для Motorola. Мы можем доверять, заключать сделки и восхищаемся этим.
— Развитие сотовой связи в России продолжает бить все рекорды, но рынок постепенно насыщается. Каков ваш прогноз на этот год?
— То, как я представляю Россию, — это на самом деле две разные модели, два рынка. Первый — это столицы. Москва и Санкт-Петербург, где проникновение сотовой связи достигло огромных высот — 78%. Мы видим, что здесь рынок переходит в стадию замещения. И что особенно интересно в российском рынке — российские абоненты быстрее и чаще меняют старые телефоны, чем другие европейцы. Согласно нашим исследованиям, здесь очень высок уровень адаптации к новейшим технологиям: молодые люди интересуются телефонами, им нравятся новые возможности, новые технологии, поэтому мы постоянно совершенствуемся. Вы, возможно, видели, что мы предлагаем на рынке разработки в музыкальной сфере, и мы будем продолжать активную работу в этом направлении. Если посмотреть на другую нашу сильную сторону — стиль и дизайн, — то снова Россия окажется очень интересным рынком, где умеют ценить стиль.
Русские любят красивые телефоны, и это очень важно для них. Мы предлагаем им самые последние модели, Россия — одна из первых стран, где мы представляем новинки.
Но существует и другой рынок — регионы. Но это совсем не означает, что в регионах люди не смогут купить телефоны Motorola. Проникновение сотовой связи продолжается, и мы видим, что это происходит в основном благодаря регионам. Это неоспоримый факт. Мы работаем с нашими дистрибуторами и продавцами и помогаем им строить бизнес там. Я считаю, что одно из важных преимуществ Motorola заключается в том, что наше портфолио способно удовлетворить всех клиентов, каждого абонента, начиная с очень дорогих моделей со множеством функций до очень простых, но по-прежнему стильных и при этом очень дешевых, которые позволяют дистрибуторам и операторам продолжать развиваться и увеличивать число своих клиентов. В регионах проникновение составляет около 40%, и я не вижу никаких причин для снижения темпов роста. Во многих европейских странах этот показатель составляет 90–95%, например, в Словении и Чехии, поэтому остается очень много пространства для роста.
— Когда, по вашим оценкам, снизятся продажи дешевых («бюджетных») моделей в России?
— Будут ли снижены продажи бюджетных моделей, когда мы видим, что в странах Западной и Центральной Европы операторы до сих пор предлагают бюджетные телефоны? Да, мы видим, что уровень жизни в России повышается, люди быстрее меняют телефоны, покупают более дорогие, усовершенствованные модели. Но по-прежнему достаточно большую долю рынка, прежде всего в регионах, занимают дешевые («бюджетные») телефоны. Но я думаю, что по-прежнему есть все предпосылки для продолжения роста абонентских баз мобильных операторов. Одно из направлений развития бизнеса Motorola — это как раз так называемые развивающиеся рынки: Бразилия, Китай, Индия, Африка, Средневосточная Азия. Это страны и регионы с очень быстро растущей экономикой. Мы готовы снабжать их телефонами с интересным дизайном, необходимыми функциями, но за невысокую цену. И мы заинтересованы в развитии этих стран. Но в тоже время мы продолжим производить и предлагать самые дорогие и многофункциональные модели.
— Рассматриваете ли вы российский рынок как часть мирового или здесь вы придерживаетесь какой-то другой стратегии?
— Должен вам сказать, что не существует какой-то универсальной стратегии. К каждому рынку нужно подходить по-своему, учитывая его особенности. Мы считаем, что нужно работать с местными партнерами, которые знают специфику внутреннего рынка и поэтому способны выбрать правильную стратегию его развития. Россия в основном — дистрибуторский рынок. В России операторы время от времени закупают некоторые телефоны, но ключевую роль все равно играют дистрибуторы, в отличие от некоторых рынков Центральной Европы, где телефоны субсидируются, а операторы играют ключевую роль в распределении и закупке телефонов.
— С какими российскими дистрибуторами вы работаете напрямую?
— Мы работаем со всеми основными российскими дистрибуторами напрямую. С некоторыми из них сотрудничаем уже долгое время, а с какими-то — только последние год или два.
— Согласно отчету исследовательской компании Mobile Research Group, в прошлом году Motorola уступила первое место в России южнокорейской компании Samsung. Каким образом вы планируете вернуть утраченное лидерство?
— Прежде всего, стоит сказать, что вы читаете различные исследования, статьи, комментарии, и каждый приводит разные данные о том, кто является номером 1, номером 2 и номером 3. Мы полагаем, что в прошлом году именно мы заняли первое место. Но, по моему мнению, важно понимать одну очень важную особенность российского рынка — состязательность. Россия — один из самых конкурентных рынков в мире. Здесь какие-то 3–4% разделяют трех крупнейших игроков, которым нужно противостоять, и мы рады с ними соревноваться. Вы увидите, как быстро мы будем представлять новые модели в России и доставлять их дистрибуторам, мы продолжим инвестировать в наш брэнд и развивать этот рынок. Осталось не так много времени, и чем дольше продлиться активная конкуренция, тем лучше для российских абонентов, которые в итоге оказываются победителями.
— Какую долю, по вашим оценкам, занимает Motorola на российском рынке?
— По-моему, очень сложно подсчитать реальную долю рынка. Что брать за критерий измерения — долю оптовых продаж или розничных? Каждый основывается на своем, а журналистам приходится публиковать различные исследования. Здесь нужно быть очень осторожным и знать, как те или иные данные были измерены и получены. Очевидно, что мы занимаем лидирующие позиции, и это самое главное.
— Какие цвета телефонов наиболее популярные на российском рынке?
— Когда я смотрю на российский рынок, я вижу, что серебряный и черный самые популярные цвета. И я думаю, что черная модель RAZR, которая появится, скорее всего, в апреле, будет иметь огромный успех на рынке.
— Расскажите про «музыкальный» телефон, совмещающий в себе мобильный телефон и MP3-плеер I-Tunes, который производит компания Apple. Когда такие телефоны появятся в продаже?
— У нас очень четкая стратегия относительно «музыкальных» телефонов. Мы подписали соглашение с Apple и совместно работаем над созданием телефона с музыкальными композициями. Но я бы не стал сейчас называть точных сроков, когда может появиться такой телефон. Я люблю сюрпризы. Я родился 23 декабря, как рождественский подарок для моих родителей, и считаю, что у вас тоже должны быть сюрпризы.
— Когда будет сделан первый мобильный телефон третьего поколения (3G) для России?
— Motorola — лидер на рынке 3G-телефонов. У нас уже очень большое 3G-портфолио. Мы одними из первых стали поддерживать строительство 3G-сетей и сейчас поддерживаем все ключевые сети. В Западной Европе 3G-телефоны уже скоро станут массовыми. На некоторых рынках Центральной Европы уже в этом году несколько телефонов будут адаптированы к 3G. В некоторых странах уже есть такие телефоны — например, Словения стала первой центральноевропейской страной, в которой 3G-телефон появился 2 года назад. Мы очень внимательно исследуем российский рынок и ждем, когда сети третьего поколения будут развернуты. Очень важно быть готовым поддержать рынок, и мы уже к этому готовы.
— Кто автор слогана «3G — Грациозность, Гармоничность и Гениальность», представленного на выставке CeBIT, и что вы хотели им сказать?
— Он относится, прежде всего, к 3G. Это часть нашей глобальной рекламной компании — ты можешь сделать все, что хочешь, прямо здесь, воспользовавшись телефоном: ты можешь заказать еду, найти ресторан, определить, где ты находишься, с помощью технологии GPS.
— Как часто вы используете все эти дополнительные услуги?
— Я обычный человек, живущий в очень динамичном и быстро развивающемся мире. И, когда у меня есть время — обычно в самолете, — я играю в игры на мобильном телефоне, время от времени слушаю музыку на нем, посылаю SMS-сообщения и звоню. Также с помощью телефона я узнаю о происходящем в мире. Иногда я фотографирую на мобильный телефон. Я думаю, что будет отлично, когда появятся телефоны с еще большим разрешением, потому что можно будет получать фотографии отличного качества.
Мы переживаем отличные времена — новые технологии становятся доступными каждому. Страны Центральной и Восточной Европы намного быстрее привыкают к новейшим технологиям.
GSM появился в Чехии в 96-м году, и уже к 2000 году у них было 100-процентное проникновение. То же вы наблюдаете и в России. Это одна из самых захватывающих индустрий. Я считаю, что у меня одна из самых лучших профессий, которая только может быть.
— Что вам больше нравится — универсальные или специализированные устройства?
— Я предпочитаю специализированные. Пока у меня есть мобильный телефон, плеер iPod и камера, с которыми я обычно путешествую. Я вижу возможность совместить их в устройстве удобной величины, и, когда оно появится, я буду очень рад и выберу его.
— Во время 3GSM-Congress в Каннах вы объявили о запуске супердешевых ($30–40) моделей в продажу. Когда они появятся в России?
— Как я понимаю, вы имеете в виду контракт, подписанный между Motorola и GSM Association. Я читал несколько статей на эту тему в России и считаю, что они должны быть уточнены. Действительно, было объявлено об этой сделке, в которой также участвует Telenor. Но еще должно пройти очень много времени, чтобы планы воплотились в реальность. Переговоры идут? Да. Когда это произойдет? Не знаю. Многое зависит от российского рынка. Как я уже сказал, его специфика заключается в том, что телефоны закупают и привозят дистрибуторы, а не операторы. Мы хотим с ними работать и поставлять на рынок супердешевые телефоны. Но нужно понимать, что мы уже поставляем дешевые телефоны. Мы предложили GSM Association 3 телефона — 115, 116, 117, и первый был выбран как супердешевый. Это было не совсем верно отражено в российской прессе: 117 не входит в этот договор, это более дорогой телефон. Появятся ли супердешевые телефоны в России? Мы увидим. Мы рассматриваем различные возможности, ведем переговоры с дистрибуторами, с «Вымпелкомом».