На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Motorola: «Россия — стратегический и ключевой рынок для нас»

С 10 по 16 марта 2005 года в Ганновере проходила ежегодная выставка в области информационных технологий и телекоммуникаций CeBIT 2005. Традиционно это одно из важнейших событий в IT-индустрии, где демонстрируются новейшие технические разработки и представляются новинки грядущих сезонов. Компания Motorola — постоянный и активный участник CeBIT. В рамках нынешней выставки нам удалось побеседовать с Камилом Тума — генеральным директором Mobile Devices Business быстрорастущих рынков Европы компании Motorola.

Перед началом интервью выяснилось, что наш собеседник, чех по происхождению, с 12 лет учил русский язык в школе, а затем в университете и во время своих визитов в нашу страну он предпочитает говорить с коллегами по-русски:

— Я работаю в компании Motorola уже 10 лет. Начинал в Чехии, где 4 года представлял компанию на чешском и словацком рынках. Затем меня направили в Великобританию курировать регион Центральной Европы — прежде всего, Россию, Украину, Центральную Азию, также Балканы, Румынию, Болгарию, Грецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Хорватию. Сейчас я живу в Великобритании и работаю в главном офисе компании, но в каждой стране у меня есть команда. В мои обязанности как раз и входит создание правильной атмосферы в командах, поддержание внутреннего баланса, что обеспечивает принятие правильных решений. У нас большая команда в России. Я часто приезжаю в Россию, в Москве обычно бываю каждые 3–6 недель. Я люблю Россию, очень люблю приезжать в Москву.

— В прошлом году вы делали прогнозы по продажам в России? Оправдались ли они?

— Я могу говорить об этом только со стороны Motorola. Мы достигли намеченной цели, чему очень рады: по нашим оценкам, мы занимаем первое место в России. Россия — это стратегический и ключевой рынок для нас. Мы потратили много усилий, особенно за последние 3 года, чтобы сделать Motorola лидером индустрии в России. Россия — одна из стран, куда мы в первую очередь привозим все новинки. Здесь мы работаем со всеми основными дистрибуторами и продавцами.

Мне нравится работать в России по одной простой причине — работать с местными дистрибуторами большое удовольствие.

У них отличные команды: молодые, очень предприимчивые люди, которые строят отличные компании. К тому же рынок развивается очень динамично. Мне бы хотелось обратить внимание на то, что мы работаем в России с 1994–1995 года, то есть Motorola не возникла на вашем рынке случайно. Мы здесь уже долгое время и прошли через очень трудный период (финансовый кризис 1998 года), мы поддержали рынок и наших клиентов, а клиенты поддержали нас, что помогло нам построить партнерские отношения, основанные на доверии. Это очень важная особенность наших отношений с российскими дистрибуторами, что позволяет нам рассматривать Россию как важнейший рынок для Motorola. Мы можем доверять, заключать сделки и восхищаемся этим.

— Развитие сотовой связи в России продолжает бить все рекорды, но рынок постепенно насыщается. Каков ваш прогноз на этот год?

— То, как я представляю Россию, — это на самом деле две разные модели, два рынка. Первый — это столицы. Москва и Санкт-Петербург, где проникновение сотовой связи достигло огромных высот — 78%. Мы видим, что здесь рынок переходит в стадию замещения. И что особенно интересно в российском рынке — российские абоненты быстрее и чаще меняют старые телефоны, чем другие европейцы. Согласно нашим исследованиям, здесь очень высок уровень адаптации к новейшим технологиям: молодые люди интересуются телефонами, им нравятся новые возможности, новые технологии, поэтому мы постоянно совершенствуемся. Вы, возможно, видели, что мы предлагаем на рынке разработки в музыкальной сфере, и мы будем продолжать активную работу в этом направлении. Если посмотреть на другую нашу сильную сторону — стиль и дизайн, — то снова Россия окажется очень интересным рынком, где умеют ценить стиль.

Русские любят красивые телефоны, и это очень важно для них. Мы предлагаем им самые последние модели, Россия — одна из первых стран, где мы представляем новинки.

Но существует и другой рынок — регионы. Но это совсем не означает, что в регионах люди не смогут купить телефоны Motorola. Проникновение сотовой связи продолжается, и мы видим, что это происходит в основном благодаря регионам. Это неоспоримый факт. Мы работаем с нашими дистрибуторами и продавцами и помогаем им строить бизнес там. Я считаю, что одно из важных преимуществ Motorola заключается в том, что наше портфолио способно удовлетворить всех клиентов, каждого абонента, начиная с очень дорогих моделей со множеством функций до очень простых, но по-прежнему стильных и при этом очень дешевых, которые позволяют дистрибуторам и операторам продолжать развиваться и увеличивать число своих клиентов. В регионах проникновение составляет около 40%, и я не вижу никаких причин для снижения темпов роста. Во многих европейских странах этот показатель составляет 90–95%, например, в Словении и Чехии, поэтому остается очень много пространства для роста.

— Когда, по вашим оценкам, снизятся продажи дешевых («бюджетных») моделей в России?

— Будут ли снижены продажи бюджетных моделей, когда мы видим, что в странах Западной и Центральной Европы операторы до сих пор предлагают бюджетные телефоны? Да, мы видим, что уровень жизни в России повышается, люди быстрее меняют телефоны, покупают более дорогие, усовершенствованные модели. Но по-прежнему достаточно большую долю рынка, прежде всего в регионах, занимают дешевые («бюджетные») телефоны. Но я думаю, что по-прежнему есть все предпосылки для продолжения роста абонентских баз мобильных операторов. Одно из направлений развития бизнеса Motorola — это как раз так называемые развивающиеся рынки: Бразилия, Китай, Индия, Африка, Средневосточная Азия. Это страны и регионы с очень быстро растущей экономикой. Мы готовы снабжать их телефонами с интересным дизайном, необходимыми функциями, но за невысокую цену. И мы заинтересованы в развитии этих стран. Но в тоже время мы продолжим производить и предлагать самые дорогие и многофункциональные модели.

— Рассматриваете ли вы российский рынок как часть мирового или здесь вы придерживаетесь какой-то другой стратегии?

— Должен вам сказать, что не существует какой-то универсальной стратегии. К каждому рынку нужно подходить по-своему, учитывая его особенности. Мы считаем, что нужно работать с местными партнерами, которые знают специфику внутреннего рынка и поэтому способны выбрать правильную стратегию его развития. Россия в основном — дистрибуторский рынок. В России операторы время от времени закупают некоторые телефоны, но ключевую роль все равно играют дистрибуторы, в отличие от некоторых рынков Центральной Европы, где телефоны субсидируются, а операторы играют ключевую роль в распределении и закупке телефонов.

— С какими российскими дистрибуторами вы работаете напрямую?

— Мы работаем со всеми основными российскими дистрибуторами напрямую. С некоторыми из них сотрудничаем уже долгое время, а с какими-то — только последние год или два.

— Согласно отчету исследовательской компании Mobile Research Group, в прошлом году Motorola уступила первое место в России южнокорейской компании Samsung. Каким образом вы планируете вернуть утраченное лидерство?

— Прежде всего, стоит сказать, что вы читаете различные исследования, статьи, комментарии, и каждый приводит разные данные о том, кто является номером 1, номером 2 и номером 3. Мы полагаем, что в прошлом году именно мы заняли первое место. Но, по моему мнению, важно понимать одну очень важную особенность российского рынка — состязательность. Россия — один из самых конкурентных рынков в мире. Здесь какие-то 3–4% разделяют трех крупнейших игроков, которым нужно противостоять, и мы рады с ними соревноваться. Вы увидите, как быстро мы будем представлять новые модели в России и доставлять их дистрибуторам, мы продолжим инвестировать в наш брэнд и развивать этот рынок. Осталось не так много времени, и чем дольше продлиться активная конкуренция, тем лучше для российских абонентов, которые в итоге оказываются победителями.

— Какую долю, по вашим оценкам, занимает Motorola на российском рынке?

— По-моему, очень сложно подсчитать реальную долю рынка. Что брать за критерий измерения — долю оптовых продаж или розничных? Каждый основывается на своем, а журналистам приходится публиковать различные исследования. Здесь нужно быть очень осторожным и знать, как те или иные данные были измерены и получены. Очевидно, что мы занимаем лидирующие позиции, и это самое главное.

— Какие цвета телефонов наиболее популярные на российском рынке?

— Когда я смотрю на российский рынок, я вижу, что серебряный и черный самые популярные цвета. И я думаю, что черная модель RAZR, которая появится, скорее всего, в апреле, будет иметь огромный успех на рынке.

— Расскажите про «музыкальный» телефон, совмещающий в себе мобильный телефон и MP3-плеер I-Tunes, который производит компания Apple. Когда такие телефоны появятся в продаже?

— У нас очень четкая стратегия относительно «музыкальных» телефонов. Мы подписали соглашение с Apple и совместно работаем над созданием телефона с музыкальными композициями. Но я бы не стал сейчас называть точных сроков, когда может появиться такой телефон. Я люблю сюрпризы. Я родился 23 декабря, как рождественский подарок для моих родителей, и считаю, что у вас тоже должны быть сюрпризы.

— Когда будет сделан первый мобильный телефон третьего поколения (3G) для России?

— Motorola — лидер на рынке 3G-телефонов. У нас уже очень большое 3G-портфолио. Мы одними из первых стали поддерживать строительство 3G-сетей и сейчас поддерживаем все ключевые сети. В Западной Европе 3G-телефоны уже скоро станут массовыми. На некоторых рынках Центральной Европы уже в этом году несколько телефонов будут адаптированы к 3G. В некоторых странах уже есть такие телефоны — например, Словения стала первой центральноевропейской страной, в которой 3G-телефон появился 2 года назад. Мы очень внимательно исследуем российский рынок и ждем, когда сети третьего поколения будут развернуты. Очень важно быть готовым поддержать рынок, и мы уже к этому готовы.

— Кто автор слогана «3G — Грациозность, Гармоничность и Гениальность», представленного на выставке CeBIT, и что вы хотели им сказать?

— Он относится, прежде всего, к 3G. Это часть нашей глобальной рекламной компании — ты можешь сделать все, что хочешь, прямо здесь, воспользовавшись телефоном: ты можешь заказать еду, найти ресторан, определить, где ты находишься, с помощью технологии GPS.

— Как часто вы используете все эти дополнительные услуги?

— Я обычный человек, живущий в очень динамичном и быстро развивающемся мире. И, когда у меня есть время — обычно в самолете, — я играю в игры на мобильном телефоне, время от времени слушаю музыку на нем, посылаю SMS-сообщения и звоню. Также с помощью телефона я узнаю о происходящем в мире. Иногда я фотографирую на мобильный телефон. Я думаю, что будет отлично, когда появятся телефоны с еще большим разрешением, потому что можно будет получать фотографии отличного качества.

Мы переживаем отличные времена — новые технологии становятся доступными каждому. Страны Центральной и Восточной Европы намного быстрее привыкают к новейшим технологиям.

GSM появился в Чехии в 96-м году, и уже к 2000 году у них было 100-процентное проникновение. То же вы наблюдаете и в России. Это одна из самых захватывающих индустрий. Я считаю, что у меня одна из самых лучших профессий, которая только может быть.

— Что вам больше нравится — универсальные или специализированные устройства?

— Я предпочитаю специализированные. Пока у меня есть мобильный телефон, плеер iPod и камера, с которыми я обычно путешествую. Я вижу возможность совместить их в устройстве удобной величины, и, когда оно появится, я буду очень рад и выберу его.

— Во время 3GSM-Congress в Каннах вы объявили о запуске супердешевых ($30–40) моделей в продажу. Когда они появятся в России?

— Как я понимаю, вы имеете в виду контракт, подписанный между Motorola и GSM Association. Я читал несколько статей на эту тему в России и считаю, что они должны быть уточнены. Действительно, было объявлено об этой сделке, в которой также участвует Telenor. Но еще должно пройти очень много времени, чтобы планы воплотились в реальность. Переговоры идут? Да. Когда это произойдет? Не знаю. Многое зависит от российского рынка. Как я уже сказал, его специфика заключается в том, что телефоны закупают и привозят дистрибуторы, а не операторы. Мы хотим с ними работать и поставлять на рынок супердешевые телефоны. Но нужно понимать, что мы уже поставляем дешевые телефоны. Мы предложили GSM Association 3 телефона — 115, 116, 117, и первый был выбран как супердешевый. Это было не совсем верно отражено в российской прессе: 117 не входит в этот договор, это более дорогой телефон. Появятся ли супердешевые телефоны в России? Мы увидим. Мы рассматриваем различные возможности, ведем переговоры с дистрибуторами, с «Вымпелкомом».

Новости и материалы
В Федеральном центре мозга сомневаются, что Neuralink поможет раскрыть секреты работы мозга
В Госдуме назвали последствия решения по делу Долиной
Житель Камчатки получил крупный штраф за призывы к терроризму в интернете
Житель Приморья вырастил более 160 кг марихуаны и попал на видео
Глава Евросовета назвал источник для займа Украине
Оказалось, что шизофрения может быть спровоцирована собственным иммунитетом
Россиян стали чаще шантажировать в интернете
Россиян предупредили, какие продукты не стоит брать по акции перед Новым годом
Три страны Евросоюза юридически отказались финансировать Украину
Посредники получили 4,5 миллиона рублей за продажу квартиры Долиной
Юрист рассказал о возможности у Долиной купить квартру за доплату
СМИ: подозреваемого в стрельбе в Брауновском университете нашли мертвым
Энергетики хотят получать намного больше, чем им предлагают
Эксперт допустил понижение ключевой ставки в следующем году
В ЕС объяснили, что необходимо сделать для разблокирования российских активов
Путину не передавали деликатесов из США
Россиянам рассказали, как получить пенсию, находясь за границей
Россияне за год стали покупать больше мяса, овощей и фруктов
Все новости