Каждый пиксель в ЖК-мониторах состоит из трех участков (субпикселей): красного, зеленого и синего (на расстоянии человеческий глаз воспринимает их как один пиксель нужного цвета — прим. ред.), и, чтобы подсветить пиксель нужным цветом, необходимо приложить соответствующее напряжение к кристаллу, отвечающему за каждый компонент цвета. Проблема состоит в том, что нужно постоянно прилагать различное напряжение, по-разному ориентировать кристаллы в пространстве. В связи с этим возникает такое понятие, как время отклика пикселей ЖК-панели — время, необходимое для изменения относительной яркости пикселя с 0,1 до 0,9 и обратно.
В качестве примера не самого лучшего времени отклика рассмотрим 25 мс (миллисекунд) (производитель всегда старается померить этот показатель так, как ему выгодно — прим. ред.). Многие используют ЖК-мониторы для того, чтобы играть в компьютерные игры, предполагающие быструю смену изображения, или для просмотра фильмов. Таким покупателям монитор с временем отклика в 25 мс, скорее всего, не подойдет, будет заметен так называемый эффект шлейфа и другие артефакты при обработке динамичных сцен. Для работы с офисными приложениями, которые не требуют быстрой смены картинки, 25 мс — приемлемое время отклика.
Из-за подобных проблем и возникла необходимость в уменьшении времени отклика пикселей ЖК-панелей.
И производители решили эту задачу: многие из них просто пошли по пути уменьшения глубины цвета и, следовательно, количества цветов, которые может отображать на дисплее каждый пиксель (за счет уменьшения числа возможных интенсивностей для каждой составляющей цвета).
В матрицах ЖК-мониторов с малым временем отклика, как правило, уменьшают число бит для каждой составляющей цвета с 8 до 6. Мы получаем вместо 16777216 возможных цветов (2 8 x 2 8 x 2 8) лишь 262144 (2 6 x 2 6 x 2 6). Это намного меньше, чем при использовании 8-битной схемы.
Эта разница заметна для человеческого глаза, поэтому производители используют технику, известную, как dithering (существует еще один популярный метод — Frame Rate Control — прим. ред.).
Этот эффект позволяет обмануть глаз пользователя, когда мы не располагаем достаточным количеством цветов для вывода изображения.
При помощи двух (в самом простом случае) находящихся близко друг от друга пикселей разных цветов создается ощущение присутствия третьего цвета или оттенка (который в действительности ни один из пикселей отобразить не может).
Цветное фото, напечатанное в черно-белой газете — прекрасный пример, позволяющий увидеть этот эффект на практике. Если вы приглядитесь внимательно к таким фотографиям, то сможете заметить, что напечатаны они лишь при помощи черного и белого цветов (серого там нет, создается лишь иллюзия его присутствия). Благодаря использованию этой техники (не только с черными и белыми цветами, конечно), по мнению разработчиков, удается достичь почти такой же цветопередачи, как и у дисплеев с 24-битной глубиной цвета.
Как определить, какой монитор перед вами? Многие производители не указывают глубину цвета для своих дисплеев.
Если производитель указывает, что количество отображаемых цветов — 16,7 млн, то следует полагать, что перед вами 8-битный ЖК-монитор (8 бит на каждую составляющую цвета), если 16,2 млн или 16 млн — 6-битный. Если не указана глубина цвета, то следует предположить, что модели с временем отклика в 12 мс и быстрее — 6-битные, а модели с временем отклика в 20 мс и медленнее — 8-битные.
Впрочем, выбор монитора сильно зависит от того, для чего он будет использоваться. Для профессионалов, работающих с графикой, действительно важна глубина цвета. Простых же потребителей гораздо больше интересует скорость переключения пикселей.