«Завязка» игры: территория современной Италии поделена между тремя семьями — Юлии, Бруты и Сципии. Рим находится под контролем четвертой стороны, которая в игре носит название SPQR (Senatus Populusque Romanus — Сенат и народ Рима).
Сенат — это своеобразная «высшая сила». От него по ходу развития действий вы получаете дополнительные задания, награды за их выполнение. Сенат управляет всей Империей, в том числе отчасти и вашей семьей. Поэтому нужно поддерживать с ним как можно более теплые отношения. Подавляйте восстания в мятежных городах, по приказам свыше нападайте на стратегически важные селения, блокируйте торговые порты противника — и покровительство «сверху» гарантировано.
С военной точки зрения, у каждой из семей есть свои стратегические задачи.
Юлии, занимающие север современной Италии, должны противостоять галлам (совр. Франция) и германцам (соответственно, Германия). Бои будут происходить исключительно на суше. Флот понадобится разве что, когда всю Западную Европу вы захватите, и боевые действия перейдут на восток или даже на юг, в Африку. Бруты оккупировали восточную часть Апеннинского полуострова — им придется воевать против Греции, Македонии, Армении — и еще нескольких некрупных по размерам территорий. Сципии преимущественно сражаются на юге — против североафриканских народов. Для битв с Карфагеном, Египтом, Нумидией придется вовсю использовать боевую мощь флота, а также множество сухопутных армий, вынужденных под жарким африканским солнцем завоевывать город за городом.
Большая часть кампании проходит на глобальной карте — перед вами простилается вся Европа и часть Африки. Очень похоже, например, на бессмертную «Цивилизацию».
Все сражения проходят в режиме реального времени. Во время битвы вы оказываетесь на поле боя, где уже стоят отряды врага и ваши войска. Задача — пользуясь особенностями ландшафта и принимая во внимание характерные свойства боевых единиц (об этом вы узнаете в ходе Tutorial'а — обучающей мини-кампании), одержать верх над войсками соперника.
Кстати, об армиях. Каждая из них — это несколько отрядов различных воинов, возможно, с несколькими катапультами, таранами или специальными лестницами для штурма городских стен. В идеале армией руководит один или несколько полководцев. По сути, полководец — это один из членов управляемого вами рода.
Члены рода — уникальные персонажи, обладающие минимальным набором «ролевых» характеристик: командный дух, способность к управлению, влиятельность.
Первый параметр отвечает за военные бонусы войск. Второй — идеален для губернатора. Оставляете персонажа с высоким показателем этого параметра в городе, ставите галочку «Автоматическое управление» — и можете не волноваться, поселение будет приносить твердый и стабильный доход, не отрывая вас от великих завоеваний периодическими восстаниями и прочими неприятными моментами. Влиятельность — это «вес» персонажа в «большом мире». Влиятельные члены семейств получают высокие посты в Сенате — а это положительным образом сказывается на отношении к вам власти.
Есть и четвертый параметр, стоящий особняком. Это возраст. Каким бы талантливым стратегом, мудрым губернатором или влиятельной в Сенате персоной ни был ваш родственник, жить вечно у него не получится. Поэтому о новых кадрах следует думать заранее.
На пути к славе Императора вам придется сначала победить находящиеся в непосредственной географической близости народы, затем покуситься на дальние, еще не завоеванные другими семьями регионы.
Естественно, когда весь мир будет разделен, придется сражаться и против союзников-римлян. Когда-нибудь придется пойти войной даже на Сенат. Победная концовка случится лишь тогда, когда все доступные на карте регионы будут завоеваны.
Конечно, на деле все не так просто, как на словах. Соперники будут активно сопротивляться вашим завоеваниям. Иногда, кажется, всё — очередная нация повержена. И тут в последнем оставшемся на карте её городе находится таких масштабов армия, что силы приходится собирать чуть ли не со всех уголков Империи.
Еще одна проблема — восстания. Стоит оставить город «без присмотра», как местные жители тут же поднимают бунт. Единственный выход — держать в городских стенах вооруженные силы. Для этого есть специальные отряды — в английской версии игры они называются «Town Watch», которые мирно живут в городе, не давая местному населению подняться против властей. Естественно, ту же задачу успешно выполняют и другие боевые подразделения — но у них, как правило, есть дела поважнее. Положительно на спокойствии населения сказывается и наличие в городе губернатора. Хотя, конечно, факт — обеспечить все завоеванные провинции своими людьми практически невозможно.
Изначально игрок может встать на сторону одной из трех римских семей. Хотите поиграть за другие народы — сначала их надо победить в кампании.
Если вы захватываете последний город той или иной цивилизации, на экране появляется сообщение о полном её уничтожении, а в меню новой кампании — дополнительная опция. Игра становится еще более интересной: у каждой нации свои уникальные войска, опробовать которые в деле по меньшей мере любопытно. Особого внимания достойны боевые слоны.
Что касается управленческой части, то здесь разработчикам RTW удалось найти компромисс между сложностью той же «Цивилизации» и привычной для многих стратегий издевательской упрощенностью. Хотите — управляйте каждой мелочью вручную. Мелочей не настолько много, чтобы это выводило из себя. Хотите — назначьте губернатора, поставьте галочку «Автоуправления», и всё — можете сосредоточиться на войнах.
Теперь о технических аспектах игры. Прежде всего, любопытный факт — RTW продается на DVD-дисках. Похоже, скоро такой вариант издания игр станет стандартом.
Необходимость издания именно на DVD связана с тем, что каждая из воюющих цивилизаций скрупулезно проработана — у всех свои тщательно отрисованные войска, свои здания городов. На самом деле красотой в RTW впечатлить может даже чистое поле — чего уж там говорить, когда в этом чистом поле появляется позвякивающий доспехами отряд, например, римской кавалерии.
Соответственно, весьма высоки системные требования. С ними, кстати, тоже многое надо прояснить. Дело все в том, что на разных сайтах эти требования разные, на разных форумах поклонники стратегии указывают разные цифры. Как вам такое: Pentium IV 2,4 ГГц и выше, 512 Мб оперативной памяти, видеокарта с 128 Мб памяти?
Это в идеале, а на Pentium IV 1,4 ГГц, 256 Мб SDRAM, GeForce 2 MX 400 64 Мб игра заработала как миленькая — пусть и не с максимальными настройками графики, но и без видимых тормозов.
Конечно, чтобы в полной мере насладиться качественной картинкой, компьютер, и правда, должен быть чрезвычайно мощным.
Только тогда вы увидите всю ту красоту, которая в игре изначально заложена. Полюбоваться, и правда, есть чем. Скриншоты, снятые в процессе игры, просматриваешь как фотографии.
На уровне и музыкальное сопровождение. Музыка подчеркивает игровую атмосферу и — что для игр, особенно для стратегических, редкость — ярко выделяется, не мешая при этом играть. Если вспоминать предшественников, почему-то на ум приходит «Tropico». Музыка в RTW настолько же хорошо сочетается с игровым процессом.
Единственный серьезный отрицательный момент в RTW заключается в том, что в этой игре вы не найдете, по сути, ничего нового.
Да, игра хороша. Но, с одной стороны, это «Цивилизация», с другой — что-то вроде «Варкрафта», только масштабнее. Потому, наверное, RTW никогда не станет «культовой» игрой. Тетрис был нов для того времени по своей сути, те же «Варкрафт» с «Цивилизацией» тоже привнесли в тогдашний мир игр свои новинки. «Дум» стал первой серьезной стрелялкой от первого лица. В общем, играть в «Rome: Total War» мы будем долго и с удовольствием, но внукам о ней расскажем вряд ли.