Корреспондент «Газеты.Ru» попытался выяснить у производителей и экспертов разницу между двумя указанными типами дисков. Ведь, если музыкальные болванки хороши, не надежнее ли записывать на них и данные?
Для получения ответов на этот и некоторые другие вопросы корреспондент «Газеты.Ru» связался с двумя из известнейших мировых производителей болванок, TDK и Verbatim (Mitsubishi Chemical Media), а также с автором справочника (сборник часто задаваемых вопросов) по многим аспектам, связанным с записью CD, Энди Макфадденом (Andy McFadden).
«CD-R «for music» предназначены для бытовых CD-рекордеров, а не для пишущих приводов ПК», — рассказали нам технические специалисты в калифорнийском офисе компании TDK.
Также они добавили, что никакой разницы в качестве воспроизведения музыки, записанной на CD-R для данных и «для музыки», при прочих равных не будет.
«Так что не стоит использовать более дорогие болванки для записи музыки в компьютерных пишущих CD-приводах», — заключили представители TDK.
Директор по продажам в страны СНГ компании Verbatim, Габриэла Кащина (Gabriele Kaczyna) объяснила нам, что у «музыкальных» болванок есть кодировка, которую узнаёт бытовой CD-рекордер, именно она идентифицирует диск как аудио CD. У «cтандартных» дисков CD-R этой кодировки нет, и «бытовой рекордер их как диск не узнает и писать на них не будет».
По словам Энди Макфаддена, существует теоретический способ «обойти» это правило и заставить стационарные рекордеры записывать CD-R для «данных». Это называется «трюк с подменой»: сначала нужно вставить «музыкальную» болванку, а после того, как её распознает рекордер, вставить вместо неё диск для данных. Однако эта схема работала лишь на старых записывающих устройствах из-за технических неполадок. Также, по словам Макфаддена, в некоторых устройствах можно заменить ROM-чипы, чтобы записывать на обычные CD-R. «Но в целом это того не стоит», — добавляет он.
«Музыкальные» болванки стоят дороже обычных. Основная причина этого — лицензионные отчисления в пользу музыкальной индустрии, говорят эксперты.
В целом нет никакой разницы в качестве и структуре CD-R «для данных» и «для музыки». «Всё дело во флаге, указывающем тип применения вставленного в рекордер диска», — считает Макфадден. Технически болванки бывают, по его словам, трех типов:
-1a для CD-ROM или профессиональной записи звука;
-1б для специализированных приложений, например PhotoCD;
-2 для неограниченного использования.
«Музыкальные» болванки относят к типу 2, а болванки для данных — к типу 1а.
Совершенно обычное явление, по его словам, услышать разницу в звуке при проигрывании разных типов дисков или при проигрывании идентичных дисков, записанных на разных скоростях. Но наличие и отсутствие «музыкального» флага никак на качестве записи не сказывается.
Что касается скорости записи дисков в свете выбранной темы, то, если записывать аудио на «музыкальные» болванки, они, по словам представительницы Verbatim, оптимизированы для записи в режиме Real time (на скорости 1х).
Макфадден добавляет, что у всех записываемых дисков (не только музыкальных), как правило, есть оптимальная скорость записи. Определить её непросто, потому что разные рекордеры могут работать лучше с одним и тем же диском на разной скорости. Не всегда аудио лучше записывать на низкой скорости, всё зависит от привода и типа диска, полагает Макфадден, говоря о записи в пишущих приводах ПК.