Сразу сделаем оговорку: удобство, дизайн и прочие параметры, которые сугубо индивидуально оцениваются каждым человеком, мы не рассматривали. Нас интересовали только технические характеристики цифровых видеокамер — то, что в конечном счете определяет качество записи. А именно это качество так важно для всех, кто снимает на видеокамеру.
Перед покупкой важно наметить технические параметры камеры, на которую вы будете снимать. И выбирать уже исходя из этих параметров.
Формат записи
Все форматы предполагают запись стереозвука, но в некоторых реализациях miniDV есть возможность записывать и четырехканальный звук (2 канала накладываются при последующей обработке). Высокое разрешение характерно для трех форматов (miniDV, DVD, microMV), оно составляет примерно 520 телевизионных линий. По словам Дмитрия Тяпкина, специалиста по видео-аудиотехнике компании «М.Видео», еще один существующий формат — Digital 8 — предполагает разрешение в 500 телевизионных линий.
MiniDV. Самый распространенный сейчас формат.
У формата есть несколько преимуществ: минимальное сжатие — сжатие каждого кадра (удобно для монтажа), большая скорость кодирования потока данных — 25 Мбит/сек и компактность носителей (маленькие кассеты miniDV).
В модельном ряде любого производителя можно найти от 5 до 10 камер, пишущих в формате miniDV.
DVD. Камеры, поддерживающие запись на DVD, менее распространены.
При записи на любые разновидности DVD видео ужимается при помощи алгоритма MPEG-2, то есть сжимаются группы кадров, а это влечет более значительные потери информации, чем при записи в формате miniDV. Отсюда можно сделать еще и такой вывод: кодирование в MPEG-2 не дает возможности качественно редактировать изображение после съемки. Для цифровых видеокамер максимальная скорость потока данных в формате MPEG-2 — 9,8 Мбит/сек. По словам Дмитрия Тяпкина из «М.Видео», разницу при просмотре записи в формате miniDV и DVD можно почувствовать на больших экранах: у miniDV качество лучше из-за большей скорости потока данных (25 Мбит/сек).
Цифровые видеокамеры предполагают несколько вариантов записи на DVD: можно писать на DVD-RAM, на DVD-RW, а можно на DVD-R.
DVD-RAM позволяет делать очень большое количество перезаписей без потери физических свойств диска. Посмотреть DVD-RAM можно только на плеерах, которые поддерживают этот стандарт, а таких не очень много.
Есть также камеры, пишущие на DVD-RW. У DVD-RW ресурс перезаписи меньше, чем у DVD-RAM, но более широкая поддержка с точки зрения производителей плееров.
Как правило, все DVD-камеры (пишут ли они на DVD-RAM или DVD-RW) позволяют записывать видео и на DVD-R. Такие диски можно прочитать почти любым плеером, но это диски не перезаписываемые.
Кому-то все эти возможности записи на DVD могут показаться не очень нужными: ведь можно с любой камеры переписать видео на компьютер, а уже потом «нарезать» DVD, как сказал нам Александр Попов, специалист сети магазинов «Мир».
MicroMV. Формат предполагает запись на более компактный носитель, чем формат miniDV.
Видеопоток сжимается алгоритмом MPEG-2, как и в DVD, но запись ведется не на диск. Потери качества такие же, как и при записи DVD, то есть более существенны, чем у miniDV (см. выше).
В России этот формат популярности не приобрел, сейчас можно купить 1–2 модели.
Digital 8. Первоначально создавался для обратной совместимости.
На моделях первого поколения этих камер можно было воспроизводить аналоговые записи Hi8 и Video8, а также записывать на кассеты Hi8 (но уже в цифровом виде) новый материал.
Предполагалось, что формат подойдет людям, у которых уже было множество видеозаписей в старых форматах.
Современные модели, пишущие в формате Digital 8 на кассеты, в которых фактически стоит пленка кассет Hi8, далеко не всегда читают формат Hi8, как это было задумано вначале. Сегодня на рынке есть 3–4 модели, пишущие в формате Digital 8. Причина их относительно невысокой популярности по сравнению с miniDV, по словам Дмитрия Тяпкина, скорее всего, в крупных габаритах, ведь раньше камеры Digital 8 по размерам были такими же, как аналоговые. Сегодня по габаритам камеры D8 сравнялись с камерами miniDV, а по качеству записи формат Digital 8 практически не отличается от miniDV.
Оптика
Для объектива важны такие параметры, как светосила и фокусное расстояние.
От светосилы объектива будет зависеть, насколько много света будет нужно для качественной съемки: если в камерах стоят одинаковые матрицы и у одной из них оптика с лучшей светосилой, то она сможет снимать в более темном помещении. Стандарт на сегодняшний день — 1,8, если светосила — 1,6, то это уже неплохо: чем ближе число к единице, тем лучше, как сказал нам Дмитрий Тяпкин из «М.Видео».
У объективов цифровых видеокамер фокусное расстояние переменное. Производители указывают на видеокамерах диапазон фокусных расстояний. Рассмотрим пример, который привел нам Дмитрий Тяпкин: фокусное расстояние — 2,8–28. Такая камера позволяет менять фокусное расстояние в указанном диапазоне. 28 : 2,8 = 10 — то есть мы сможем получить 10-кратное изменение линейных размеров снимаемых объектов.
Не всегда камера с большим оптическим zoom-ом приблизит объект лучше, чем камера с меньшим.
Как правило, на минимальном фокусном расстоянии (2,8 в нашем примере) камеры «удаляют» изображение, это зависит не только от фокусного расстояния, но и от геометрического размера матрицы. Может быть так, что камеры с 10- и 20-кратным оптическим zoom-ом дадут одинаковые линейные размеры объектов при максимальном приближении, а при максимальном удалении — камера с 20-кратным zoom-ом удалит объект дальше.
Нельзя здесь не упомянуть о геометрическом размере матрицы. Возьмем две камеры, у одной из них размер матрицы — 1/3» (дюйма), а максимальное фокусное расстояние — 48 мм, у другой, размер матрицы — 1/6», а максимальное фокусное расстояние — 24 мм. Такие две камеры будут показывать одинаковые линейные размеры объекта при максимальном фокусном расстоянии.
Чем больше матрица, тем больше должно быть фокусное расстояние, чтобы получить те же самые линейные размеры.
Также размер матрицы влияет на чувствительность. Допустим, что у нас есть две матрицы с одинаковым количеством пикселей. Чувствительность будет лучше у той матрицы, у которой больше физический размер. А чем больше чувствительность, тем лучше камера снимает в темном помещении.
Как сказал нам Александр Попов из «Мира», цифровой zoom практически бесполезен в видеокамерах.
Производители указывают огромные цифры (до тысячи, а бывает, и больше). Это рекламный ход, такое большое приближение для съемки использовать невозможно, не позволяет его использовать сама матрица.
В лучшем случае при гигантском приближении мы получим «мозаику», в худшем — бесформенные цветовые пятна. Оптимально использовать цифровое увеличение изображения в 2–4 раза, но даже в таком случае нас ждет ухудшение качества картинки. Оптическое увеличение — действительно важный параметр (в отличие от цифрового). Как правило, коэффициенты составляют от 10 до 20. Нужно самостоятельно решить, какое приближение вам пригодится, не забывая при этом принять в расчет фокусное расстояние и размер матрицы.
В целом оптика — отдельная и сложная тема, тем, кто хочет разобраться в ней как следует, можно порекомендовать специальную литературу.
Тип стабилизатора
В видеокамеры ставят 2 типа стабилизаторов: оптический и цифровой.
Оптический стабилизатор действует по принципу гироскопа: устанавливается «плавающая» линза, при сотрясении руки гироскоп реагирует, передает информацию процессору, и тот, в свою очередь, дает команду на изменение положение линз. Считается, что оптический стабилизатор лучше устраняет колебания и стоит дороже. Ставится оптический стабилизатор в камеры, которые стоят дороже $1300.
Электронный стабилизатор есть в большинстве камер. Работает он за счет части матрицы. Здесь возникает понятие «эффективная матрица», то есть часть матрицы, которая служит для формирования изображения. Остальное поле вокруг неё используется для стабилизатора: когда рука дергается вниз, эффективная матрица «перемещается» вверх, как сказал нам Дмитрий Тяпкин из «М.Видео».
Количество пикселей
Для нашего стандарта PAL (720 x 576) нужно приблизительно 414 тыс. пикселей. Однако сейчас в камеры уже не ставят матрицы с количеством пикселей меньше 800 тыс. Дополнительные пиксели нужны для фоторежима и цифрового стабилизатора.
Люди, знакомые с цифровыми фотоаппаратами, привыкли иметь дело с гораздо большими цифрами. Здесь дело в том, что максимальное разрешение фотографии, снятой на кассету (записывается как стоп-кадр) — 640 х 480, для цифровых фотоаппаратов эти цифры больше. У видеокамер с матрицей, содержащей больше миллиона пикселей, есть возможность использования карт памяти. Карты используются такие же, как и в цифровых фотоаппаратах.
Количество матриц
На рынке есть камеры как с одной матрицей, так и с тремя (есть еще небольшое исключение — 2 матрицы: одна — для видеосъемки, вторая — для фотосъемки). 1-матричные камеры стоят дешевле. У 3-матричных камер лучше цветовое разрешение: например, вы снимаете кого-то в красном свитере, на 1-матричной камере у вас будет человек в красном свитере, а на 3-матричной камере можно увидеть и структуру вязки этого свитера. Цветопередача у трехматричных камер также более естественна, чем у 1-матричных. Каждая матрица в 3-матричной камере отвечает за свою компоненту цвета.
На телевизоре с диагональю 29» вполне можно заметить разницу между материалом, снятым на трехматричную и одноматричную камеру, как сказал нам Дмитрий Тяпкин.
Несколько советов
Помимо совета смотреть на технические характеристики наши эксперты дали несколько общих советов по покупке видеокамер в зависимости от цели и предполагаемых условий съемки.
Если ваша задача — иметь качественные фотографии и снимать при этом видео, то имеет смысл брать камеру с матрицей более чем на 1 млн пикселей или купить себе цифровой фотоаппарат и забыть о гибриде камера-фотоаппарат. По словам Александра Попова, этот гибрид существует только ради удобства. Если вы не планируете делать снимки, количество пикселей не принципиально (все ставят больше, чем необходимые 414 тыс. — см. выше).
Если вы предполагаете снимать большей частью в помещении, то светосила оптики и физический размер матрицы должны быть велики (матрицы размером 1/3 дюйма — хорошо, чаще всего в недорогих камерах — 1/6»). Если же вы предполагаете снимать в основном открытые пространства, нужно обратить внимание на возможность оптического приближения объектов — это пригодится, если к объекту нельзя подойти. Помните, что при увеличении фокусного расстояния (приближении объекта) у вас падает светосила объектива, поэтому в помещении использование трансфокатора дает худшие результаты из-за освещенности, говорит Дмитрий Тяпкин.
Тенденции и цены
Что касается тенденций, то специалисты назвали нам такие тенденции: цены упали за последние несколько лет (тогда не было камер дешевле $1000), но вряд ли в ближайшее время что-то будет дешеветь, а технологии с каждым месяцем совершенствуются (в числе прочих — дальнейшее уменьшение размеров и не слишком удачная тенденция скрестить видеокамеру с цифровым фотоаппаратом). Также производители постоянно увеличивают количество полезных и не очень опций. Мы остановились подробно (опции — это материал для отдельной статьи) лишь на возможности регулировки баланса белого и съемке с прогрессивной разверткой. С остальными опциями покупатели смогут разобраться сами. Главное, не переплатить за те опции, которые вам не нужны.
Сегодня минимальная цена цифровой видеокамеры — $350. Профессиональные цифровые видеокамеры стоят намного дороже потребительских, от $5000, и используются они для узкоспециальных целей.