Мошенники создали сотни фейковых сайтов театров, стендап-шоу, ресторанов и кинотеатров с целью кражи денег россиян под видом приглашения на свидание. Схему массового обмана выявила и описала специализирующаяся на кибербезопасности компания Group-IB.
Сценарий обмана начинается с приложений для знакомств. В Tinder, Badoo или в соцсетях якобы девушка переписывается с молодым человеком, переводит диалог в мессенджер и сама приглашает его на свидание.
Она сообщает о купленном билете на мероприятие и присылает QR-код с предложением выкупить место рядом с ней. Жертва соглашается и получает ссылку на сайт, а затем оплачивает билет. Кавалер теряет деньги, а «девушка» перестает выходить на связь.
Первые случаи использования в России схемы Fake Date специалисты Group-IB фиксировали еще в 2018 году. Расцвет интернет-аферы пришелся на 2020 год и первую половину-2021 года, период пандемии коронавируса.
В этом году самым популярным «местом для свидания» оказались театры и стендап-шоу (60%). Также пользователей заманивали приглашениями в фейковые рестораны, СПА и кальянные (35%).
Специалисты нашли более 700 доменов с ненастоящими интернет-ресурсами. За последние три года эту схему взяли на вооружение два десятка преступных групп. По оценке Group-IB, выручка только одной из них за год составила более 18 млн руб.
Ранее сообщалось, что за первую половину 2021 года специалисты Group-IB заблокировали более семи тысяч мошеннических ресурсов, выдающих себя за государственные лотереи. Среди них сайты, мобильные приложения, аккаунты и группы в соцсетях.