Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Электронные документы и процессы: как работать без бумаги

Современный бизнес устойчиво движется в сторону цифровизации процессов и отказа от работы на бумаге

Разработки ИТ-компаний помогают эффективно решать эти задачи. Группа компаний «ЛАНИТ» создала ряд сервисов и платформ, которые позволяют наладить в компаниях систему электронного документооборота и дистанционной работы с документами, а также перевести взаимодействие заказчиков и поставщиков в рамках закупочного процесса страны в онлайн-формат. Среди них – сервис электронного актирования Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru), краудинтегратор для инвесторов и технологическая платформа управления контентом DocsHouse. «Газета.Ru» подробнее рассмотрела решения «ЛАНИТ».

Автоматизация системы госзакупок

Внедрение электронного документооборота в сфере государственных закупок оценочно позволяет сэкономить до 25 млрд рублей в год. Это стало возможно благодаря автоматизации бизнес-процессов в сфере госзакупок на площадке Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), разработанной компанией «ЛАНИТ».

ЕИС (zakupki.gov.ru) – государственная информационная система, оператором которой является Федеральное казначейство. ЕИС поддерживает процессы размещения не только государственных, но и других видов закупок, осуществляемых согласно федеральным законам №44-ФЗ и №223-ФЗ. С внедрением ЕИС система государственных закупок в России перешла на новый уровень. Раньше портал госзакупок служил площадкой, на которой заказчики размещали информацию о закупках и где публиковались результаты торгов. Теперь ЕИС объединила все процессы, связанные со сферой госзакупок – от планирования закупочных процедур и размещения информации о закупках, определения победителя во взаимодействии с электронными площадками, до заключения контракта и его исполнении в электронном виде.

Кроме того, собранная в системе информация позволяет анализировать процессы ценообразования по различным категориям товаров в различных субъектах Российской Федерации для правительства страны, что в свою очередь позволяет более точно планировать и реализовывать государственную политику в части поддержки отечественных производителей, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и других областях.

Одним из приоритетных направлений развития ЕИС в 2020-2021 годах стал переход на электронное взаимодействие между заказчиком и поставщиком в рамках исполнения государственных контрактов. Этот сервис получил название «Электронное актирование».

Электронное актирование позволяет оформить заказчикам приемку по контрактам в электронной форме. С помощью этого сервиса поставщики смогут формировать первичные учетные документы и предоставлять их заказчику, гарантируя своевременность приемки и оплаты по государственному контракту. Заказчикам электронное актирование значительно упрощает процесс документального оформления приемки и проведения платежей, а информация об исполнении контракта размещается в ЕИС автоматически. Очевидно, что в электронной форме все процессы происходят значительно быстрее, чем оформление, пересылка и проверка бумажных документов.

С 1 января 2022 года взаимодействие между заказчиком и поставщиком переходит полностью в электронный вид, сообщают в Федеральном казначействе. С нового года все акты о выполненных работах и поставках товаров по контрактам, заключенным в электронной форме, будут передаваться также в форме электронного документа исключительно через ЕИС.

Как работает электронное актирование

Единая информационная система в сфере закупок сделает прозрачным весь процесс взаимодействия заказчика с поставщиком, обмен документами происходит намного быстрее и проще, а, значит, оплата по договору тоже поступает быстрее. Схема использования электронного актирования выглядит следующим образом. Поставщик отгружает товар либо предоставляет услугу, заходит в систему и формирует акт, который заказчик получает в ту же минуту. И это юридически значимый документ, отвечающий стандартам налоговой службы, которая также принимает его в электронном виде.

Передача документа о приемке фиксируется в ЕИС, а значит, документ не потеряется в кабинетах, папках, на столах заказчика. Это защищает поставщиков от недобросовестности заказчика – он должен либо рассмотреть документ в течение трех дней, либо подтвердить приемку в течение 20 дней.

Если в документах поставщика обнаружится ошибка, при использовании электронного актирования ее можно исправить гораздо быстрее, чем переделывать и заново отправлять бумажные документы. При этом, система предупреждает возможные ошибки еще на этапе составления документа поставщиком, исключая возможность направления заказчику заведомо некорректного документа.

Электронное актирование – важнейший инструмент управления при исполнении государственного контракта. Внедрение сервиса позволяет сократить срок оплаты поставленных товаров, выполненных работ или предоставленных услуг, что существенно упрощает взаимодействие между заказчиками и поставщиками.

На портале zakupki.gov.ru размещены методические рекомендации, инструкции и вся нормативная база, которая поможет разобраться с нововведениями. Кроме того, можно обратиться за поддержкой в колл-центр и службу технической поддержки ЕИС.

Краудлендинг — новые возможности для малого и среднего бизнеса

Рынок финансовых продуктов для субъектов МСП в России развивается, и большую популярность получают небанковские финансовые продукты. Подобным решением, в частности, являются займы, которые субъекты МСП привлекают от частных лиц и организаций (инвесторов). В роли механизма, обеспечивающего возможность взаимодействия заемщиков и инвесторов, выступают инвестиционные платформы: цифровые площадки, предлагающие участникам инфраструктуру для заключения сделок – рассказывает директор направления департамента развития МСП Банка Антон Куприков – потенциальные заемщики размещают заявки на финансирование, а инвесторы выбирают, какие предложения их устраивают, и сами оставляют предложения о финансировании на те или иные суммы с определенными условиями.

МСП Банк в ходе анализа и активного взаимодействия с рынком сформулировал ключевые гипотезы о барьерах для развития сегмента: недостаток ликвидности, который может быть нивелирован вхождением на рынок крупных профессиональных игроков (институциональных инвесторов); отсутствие у институциональных инвесторов экспертизы по анализу потока заявок субъектов МСП.

В рамках тестирования первой гипотезы совместно с Корпорацией МСП и АО «МИР» был создан закрытый паевый инвестиционный фонд «Платформа» и реализован пилот в части вывода на этот рынок первого в России институционального инвестора, осуществляющего финансирование субъектов МСП посредством партнерских инвестиционных платформ, – комментирует председатель правления МСП Банка Петр Засельский.

При тестировании второй гипотезы банк разработал концепт платформы, которая должна агрегировать заявки, размещенные субъектами МСП на инвестиционных платформах, обеспечивая доступ инвесторов к ним, а также предоставить инвесторам функционал по работе с такими заявками. Важнейшей функциональностью является возможность использовать внешние независимые решения для скоринга заявок.

В МСП Банке рассчитывают, что платформа привлечет внимание институциональных инвесторов — инвестиционные и страховые компании, разного рода фонды. До сих пор краудлендинг отпугивал их непрозрачной системой оценки рисков.

На краудлендинговой платформе планируется собирать заявки с инвестиционных платформ-партнеров, а также отказные заявки на кредиты от малого и среднего бизнеса, которые поступают из МСП Банка, других банков. На конец 2020 года партнерами МСП Банка были десять инвестиционных платформ.

Платформа создана в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Разработчиком платформы выступила компания «НОРБИТ».
С конца 2019 года в России деятельность инвестиционных платформ, включая круадлендинговые, регулируется законодательно и контролируется Центральным банком РФ.

Осознанный риск

Платформа предлагает инвесторам инструменты анализа и планирования рисков, чтобы можно было оценить качество заемщика, рассказывает Дмитрий Швецов, руководитель проекта компании «НОРБИТ». Инвестору не надо тратить время и силы, чтобы оценивать каждого заемщика, вникая в особенности его бизнеса. Причем, обычно инвестиционные площадки не раскрывают инвесторам, по каким критериям они делят кредитные заявки на более или менее рисковые, инвестору приходится слепо доверять площадке в этом вопросе, но рисковать своими деньгами на таких условиях согласны не все.

Инвестор заводит на платформе личный кабинет и может выбрать подходящую по размеру суммы и условиям заявку на финансирование, либо может сам разместить предложение об условиях, на которых он готов заключить договор займа. Платформа предоставляет инвесторам свой сервис оценки платежеспособности и рисков заемщиков.

Также платформа предоставляет услуги по оформлению юридической документации, необходимой для выстраивания отношений всех участников процесса в рамках российского законодательства. Сама сделка между инвестором и заемщиком юридически оформляется через ту платформу, где зарегистрирована его заявка на кредит.

Все действия через платформу производятся через личный кабинет участника. Заявки на кредиты отражаются как на витрине в едином интерфейсе, где удобно контролировать статусы, просматривать и сохранять печатные формы документов, а с помощью инструментов аналитики можно отслеживать изменения различных показателей.

«Краудфандинговая платформа создана на базе low-code платформы Creatio от «Террасофт Россия», — отмечает Дмитрий Швецов. — Данная платформа своей гибкостью идеально подходит в качестве основы для краудлендинговой площадки. А достоинство low-code в том, что при дальнейшей эксплуатации система позволит штатным администраторам и аналитикам заказчика самостоятельно настраивать систему, без привлечения программистов».

DocsHouse: конструктор возможностей

Цифровизация стала обязательным условием существования бизнеса. А если вспомнить, что порядка 90% всей корпоративной информации приходится на долю неструктурированных документов, текстов, таблиц, презентаций, сканов, фотографий, рисунков, чертежей, аудио и видеозаписей, а также «сложносоставных» электронных документов, то становится очевидно, что нужна некая система для управления этим контентом.

От монолита к микросервисам

Разумеется, эта задача возникла не вчера и такие решения были – это системы ECM (Enterprise Content Management), которые довольно широко использовались. Но в нынешней ситуации, когда со стороны бизнеса значительно возросли требования по скорости вывода на рынок новых цифровых продуктов, ECM-системы оказались слишком неповоротливыми. Внедрение подобной системы даже в организации среднего размера могло длиться и год, а то и больше, что стало абсолютно неприемлемым.

Выход был найден в изменении архитектуры – вместо монолитного ECM-приложения строить систему в виде набора микросервисов – так называемой CSP-платформы (Content Services Platform). В CSP все функции управления контентом, которые были и раньше, реализуются в виде отдельных сервисов, что обеспечивает существенно большую масштабируемость и гибкость.

Первая российская CSP-платформа

Первой разработкой класса CSP на российском рынке стала технологическая платформа управления контентом DocsHouse компании «ЛАНИТ». Назначение этой платформы — быстрое создание специализированных решений, главным образом, для финансовых организаций, телекоммуникационных компаний, энергетиков и ритейлеров.

Ключевую роль в архитектуре DocsHouse играет корпоративное хранилище – это тоже сервис, который обеспечивает надежное хранение контента, а также может решать задачи по вводу документов как в электронном, так и в бумажном виде, трансформировать их из одного формата в другой, создавать версии, формировать учетные формы, в том числе входящих и исходящих документов.

Еще один сервис называют «контент-сторожем», с его помощью можно систематизировать хранение документов по типам и видам документов с учетом таких критериев, как требования по надежности, доступности, скорости реакции системы. А сервис управления политиками хранения RPS (Retention Policy Service) перемещает документы между разными местами хранения при наступлении определенных событий их жизненного цикла.

Например, счета-фактуры, первичные документы могут храниться на одних носителях, а карточки клиентов уже на других. Это позволяет оптимизировать стоимость хранения за счет использования разных носителей – дорогих и быстрых для часто востребованных документов и более медленных и дешевых для долгосрочного архива.

В составе DocsHouse есть также шлюз-коннектор, который обеспечивает взаимодействие с разными провайдерами электронного документооборота (ЭДО), благодаря чему пользователю не надо думать, как отправить документ, через какого провайдера подключен контрагент – все делается автоматически. Также в DocsHouse имеется модуль интеграции с «1С» и на уровне пилотного проекта — с SAP.

«Все компоненты платформы интегрированы между собой, их можно либо встраивать в ИТ-инфраструктуру заказчика по отдельности, либо использовать DocsHouse для разработки комплексного решения. Таким образом, DocsHouse – это конструктор возможностей для бизнеса», — говорит Денис Левинский, заместитель директора по внедрению департамента систем управления документами «ЛАНИТ».

Решения на платформе DocsHouse

Сейчас «ЛАНИТ» предлагает шесть продуктов в составе платформы DocsHouse: «КХД» (Корпоративное хранилище данных), «Управление документами», «Управление системами хранения», «Управление политиками хранения», «Архивное хранение» (данных и (или) контента), «Шлюз ЮЗЭДО» (юридически значимый документооборот через спецоператоров ЭДО).

Задача продукта «Корпоративное хранилище данных» — обеспечивать надежное хранение контента.

Продукт «Управление системами хранения», с его помощью можно систематизировать хранение документов на определенном носителе в зависимости от типа и вида документов с учетом таких критериев, как требования по надежности, доступности, скорости реакции системы. Например, счета-фактуры, первичные документы могут храниться на одних носителях, а кадровые данные сотрудников уже на других.

«Можно оптимизировать хранение документов: в зависимости от жизненного цикла и потребностей бизнеса использовать разное аппаратное обеспечение, поскольку стоимость хранения документов на разных видах аппаратного обеспечения может отличаться во много раз», — поясняет Денис Левинский.

Для этого можно использовать продукт класса RPS, который позволяет управлять перемещением документов между разными уровнями хранения.

Шлюз ЮЗЭДО обеспечивает взаимодействие с разными спецоператорами и пользователю не надо самому думать, через какого спецоператора отправить документ, на каком спецоператоре подключен контрагент, эти задачи берет на себя шлюз.

На базе этих продуктов автоматизируем такие задачи, как: «Клиентское досье», «Документооборот финансовой первички», «Оперативное и архивное хранение», «Проектная и техническая документация».

Сегодня продукты DocsHouse пользуются наибольшим спросом среди банков, телекоммуникационных компаний и энергетиков. «Заметный экономический эффект от оптимизации хранения электронных документов возникает на больших объемах данных», — подчеркивает Денис Левинский, заместитель директора по внедрению департамента систем управления документами «ЛАНИТ».

Например, по заказу Tele2 «ЛАНИТ» разработал электронный архив для хранения абонентских договоров.

Преимущества открытости

Во всем мире растет применение открытого программного обеспечения (open source software). Платформа DocsHouse построена в парадигме использования готовых open source-компонентов, что позволяет вести разработку более быстрыми темпами с возможностью их последующей замены. На уровне архитектуры проработаны вопросы стыковки отдельных модулей, чтобы не возникало проблем с их интеграцией – такой подход обеспечивает простоту интеграции и с внешними приложениями. В результате это позволяет не только внедрять новые бизнес-решения, разработанные на основе DocsHouse, но и дополнять новыми возможностями уже действующие системы (СЭД, ERP, CRM), что во многих случаях оказывается более эффективным и экономичным.

«На фоне глобального перехода в онлайн все более востребованы ИТ-разработки для дистанционных форматов работы. А у компаний группы «ЛАНИТ» многолетний опыт создания и внедрения таких решений в частных компаниях и госсекторе. Мы рады, что можем поделиться собственной экспертизой для решения бизнес-задач самого разного уровня», — отметил президент группы компаний «ЛАНИТ» Филипп Генс.

Загрузка