Конгресс США должен внести изменения в антимонопольное законодательство, чтобы восстановить конкуренцию на рынке, которую разрушили Apple, Google, Amazon и Facebook. К такому выводу пришли члены юридического комитета Палаты представителей — 16 месяцев они вели расследование, изучали сотни тысяч документов, слушали показания десятков свидетелей, а также общались с сотнями участниками рынка. Итогом стал 449-страничный доклад. Его главный вывод: крупнейшие американские IT-компании используют монополистическую тактику на рынке, подрывая тем самым конкуренцию и уничтожая инновации.
Так, компанию Amazon, которая имеет крупнейшую в мире платформу электронной коммерции, конгрессмены обвинили в доминировании на рынке интернет-торговли, а Apple — в монополии на площадку, дающую возможность скачивать приложения для устройств на базе iOS. Это можно сделать только в App Store. При этом разработчики программ должны платить Apple комиссию в 30% со всех внутренних транзакций.
Facebook докладчики считают монополистом на рынке соцсетей и в секторе онлайн-рекламы, а компанию Google, которая имеет доминирующую на рынке поисковую систему, они обвинили в постоянном продвижении собственных сервисов. Кроме того, Google имеет доступ к персональным данным миллиардов людей на планете, что также дает ей преимущество в самых разных отраслях бизнеса.
Интернет-гиганты категорически несогласны с выводами конгрессменов. В частности, в Apple считают, что App Store создал новый рынок товаров и услуг, который «невозможно было себе представить еще 10 лет назад», а в Facebook подчеркивают, что им приходится конкурировать с «огромным количеством сервисов».
Как бы то ни было, авторы доклада убеждены: IT-гиганты нуждаются в более жестком регулировании. В связи с этим власти США предлагают принудительно разделить активы компаний — к примеру, отделить YouTube от Google, а Instagram и WhatsApp от Facebook — и запретить им работу в смежном бизнесе. Также предлагается запретить крупным интернет-компаниям поглощать потенциальных конкурентов. Указанные выше реформы могут быть осуществлены путем принятия поправок к антимонопольному законодательству.
И хотя предложения конгрессменов пока носят лишь рекомендательный характер, их доклад вполне может стать началом глобальных перемен в Кремниевой долине.
Российские компании активно противостоят Amazon, Apple, Facebook и Google, однако агрессивное поведение глобальных IT-корпораций вынуждает власти актуализировать антимонопольное законодательство РФ, чтобы защитить интересы своих граждан и технологических компаний.
В ФАС уже подготовили так называемый «Пятый антимонопольный пакет» — он предлагает существенно увеличить штрафов для пытающихся развернуть монополию интернет-компаний. Кроме того, 6 октября в Совете Федерации сенаторы, общественники и эксперты пришли к выводу, что сдержать IT-гиганты в российском правовом поле поможет закон, обязывающий их открывать представительства в России.
«Антимонопольное регулирование становится все более востребованным в мире. Это наиболее эффективный способ преодоления дисбаланса в цифровой экономике», — сообщил «Газете.Ru» директор Института права и развития ВШЭ и Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов.
С ним соглашается председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев.
«Не только в США сейчас происходит такой процесс. Например, в Евросоюзе рассматривается директива о цифровых сервисах. В частности, она будет устанавливать условия недискриминационного доступа к данным. Если, например, вы Amazon или Facebook, и к вам обращаются конкуренты и запрашивают данные, вы должны ими поделиться. Кроме того, если IT-гиганты будут злоупотреблять своим доминирующем положением на товарных рынках ЕС, власти будут принудительно разделять такие компании», — пояснил эксперт.
Структурное разделение, к которому хотят прибегать западные власти, – вполне востребованная тактика, соглашается Иванов.
«Американская компания ATT многие десятилетия была монополистом в сфере телекоммуникаций. Когда в конце 80-х годов эту компанию разделили, в мире появились разные технологии, новые решения. Благодаря разделению ATT мы получили сотовую связь. Их монопольный статус сдерживал развитие инноваций в этой сфере, ведь они бы разрушили их уже существующий бизнес», — пояснил он.
По мнению директора Института права и развития ВШЭ, сейчас основная проблема состоит в том, что Google и Facebook сконцентрировали в своих руках такие большие базы данных, которые делают конкуренцию с ними практически невозможной.
«Из-за уступок, на которые мы пошли в рамках торговых переговоров с США, мы наложили на себя ряд ограничений — и все в интересах IT-гигантов. Прежде всего они касаются оборота интеллектуальной собственности – то есть нематериальных активов. Он у нас находится под «антимонопольным иммунитетом». Это абсолютная аномалия, которая вредит развитию рынков. С ней интернет-компании легко уходят из-под контроля. Мы сами своим законодательством дали им такую возможность.
В рамках борьбы с пиратством мы в свое время ввели много инструментов, которые усилили охрану интеллектуальных прав. В итоге сейчас у нас она самая жесткая в мире — мы охраняем любой чих правообладателя», — отметил Иванов.
Кроме того, продолжает эксперт, в России нет сбалансированного режима, который бы заставил цифровые монополии делиться данными, а потребителям дал возможность их забирать.
«Например, по российскому законодательству я не могу написать в Facebook и потребовать передать мои данные «Вконтакте», а по европейскому – могу. Мы боимся ограничить свободу предпринимательской деятельности. Поэтому для начала нам необходимо внедрить западные практики борьбы с IT-монополиями. Цивилизованные инструменты, которые уже были давно», — заключил директор Института права и развития ВШЭ.
Законодательные меры надо устанавливать в зависимости от уровня развитости и защищенности IT-сектора, обращает внимание Александр Журавлев из Ассоциации юристов России.
«В России достаточно крупный рынок аудио-визуальных сервисов. Они могут быть зарегистрированы на территории страны, только если доля иностранного капитала не превышает 20%.
В итоге на рынке появились новые конкурентноспособные игроки – онлайн-кинотеатр Okko и другие. Если бы этого не было, рынок могли захватить крупные компании типа Google. Такой же политики нужно придерживаться и в других IT-секторах», — пояснил эксперт.
Журавлев убежден, что «Пятый антимонопольный пакет» от ФАС сформирован конструктивно и направлен на защиту российских IT-компаний.
«Однако важно понимать, что у нас есть группа локализованных иностранных компаний, а есть те, которые не имеют представительств в России. Налогообложение первых прозрачно — они подчиняются российскому законодательству и несут расходы на работу у нас. А есть те, кто уклоняется от исполнения российских законов. Например, Twitter и Facebook недавно оштрафовали на 4 млн рублей каждую за отсутствие локализации персональных данных. Есть решение суда, оно должно быть исполнено.
Но так как официально игроки не работают в России, приставы не могут взыскать эти деньги. Таким образом дискриминируется первая категория игроков, которые ведут законный бизнес на территории РФ», — сообщил он.
Эксперт считает, что России нужно применять нестандартные способы воздействия на IT-гиганты.
«Если иностранная компания не оплатит штрафы, им нужно запретить обновлять приложение. Если и после этого не оплатит, то надо запрещать размещать приложение в маркетплейсе. Если и эта мера не подействует, то можно обратить взыскание на их рекламные доходы с российского рынка. Если же и это не подействует на них, придется жать «красную кнопку» — то есть замедлять трафик. Но этот инструмент надо тестировать, чтобы не пострадали лица, которые не совершали правонарушений», — заключил Журавлев.