Добиться успеха в России - крайне сложная задача для IT-стартапа. Это утверждение стало мантрой для всех, кто рассказывает о жизни программистов в нашей стране. Отчасти, возможно, такие эксперты и правы. Российские инвесторы действительно весьма медлительны и осторожны при вложении своих средств в новые компании. Бизнес-среда недружелюбна, а зачастую даже агрессивна, условия, создаваемые государством, также далеки от идеальных. Представители же зарубежных IT-гигантов «хантят» всех российских программистов, обладающих малейшими признаками неординарности, предоставляя им в своих «силиконово-кремниевых» инкубаторах все мыслимые условия для развития, чтобы по итогам влить их наработки в свои продукты.
Потому и родился главный российский IT-миф - о том, что успешные высокотехнологичные стартапы у нас перевелись. Мол, после мастодонтов отечественного софта, вроде Касперского с его антивирусом, Нуралиева с 1С и прочих акронисов не появилось ни одной серьезной IT-компании, построенной вокруг собственного продукта.
На самом деле, все не совсем так. Вернее, совсем не так. Тому, что в российских условиях можно не просто «вырастить» стартап, но и вывести его на международный уровень, заработав при этом, мягко говоря, не один миллион, причём отнюдь не рублей, примеров хватает.
Хотя главный рецепт успеха - все же из «поваренных книг» зарубежных IT-гигантов: удачный тандем выдающегося программиста и не менее талантливого менеджера-организатора. Когда один придумывает и разрабатывает идею, а второй находит под нее деньги и, самое главное, рынок сбыта, клиентов, готовых купить свежепридуманный софт. Без любой из этих составляющих современной успешный IT-продукт просто немыслим. Один из таких примеров - изрядно нашумевшая компания NtechLab, которая идеально подходит для того, чтобы достойно оппонировать критикам российского бизнес-ландшафта.
Она существует уже больше 5 лет, успешна и на российском и на международном рынке, ведёт новые разработки софта, не ограничиваясь начальным, базовым продуктом – системой распознавания лиц. Но переезда на Запад при этом не происходит - несмотря на наличие крупных зарубежных заказчиков, команда сидит в Москве.
Сама история запуска проекта NtechLab тоже весьма показательна. Как уже было сказано, она словно скопирована из истории создания IT-гигантов, начинавших свой путь буквально в гаражах. Основатели компании – Артём Кухаренко – главный разработчик, идеолог и «мозг», и Александр Кабаков – основной инвестор, организатор и фактически создатель их совместного бизнес-успеха – не старые друзья. Они — программист до мозга костей и философ по образованию и бизнесмен по призванию — просто очень вовремя пересеклись.
Запуская свой проект, Кухаренко не особенно думал о форматах коммерциализации – ему были интересны технологии, хотелось довести практическую версию своего алгоритма до совершенства. Первая его версия была даже не для человеческих лиц придумана, а для распознавания пород собак.
Обнаружив, что идея работает, и работает хорошо, Кухаренко сосредоточился на поиске грамотного инвестора, прекрасно понимая, что без него дальнейшее развитие проекта просто невозможно. Нужен был не просто человек, который нашел бы деньги, а управленец, способный коммерциализовать продукт, найти для него рынки сбыта, проще говоря - настоящий продюсер проекта. Такой, которого на специфическом жаргоне стартапов и инвестфондов называют «стратегом», то есть стратегическим инвестором.
«Мы с Александром и его партнёрами начали обсуждать, какие могут быть коммерческие применения у моей технологии» – рассказывает Кухаренко – «и довольно быстро пришли к выводу, что наиболее перспективная тема - это распознавание лиц». С этого момента и начал свой отсчет один из самых громких и амбициозных российских IT-проектов, основанный на алгоритме NtechLab.
Артем Кухаренко получил возможность оттачивать технологию, приспосабливая ее к самым разнообразным задачам. Александр Кабаков в свою очередь, вложив в компанию собственные деньги и средства привлеченных им инвесторов, занялся анализом требований рынка и поиском клиентов, параллельно решая организационные задачи компании. Как говорят сотрудники компании, Кабаков лично встречался с потенциальными потребителями продукта, среди которых были представителя крупного бизнеса, как отечественного, так и зарубежного, главы городов и областей, руководители разнообразных государственных ведомств.
При общении с ними, он не только представлял функционал софта, но и внимательно изучал пожелания возможных потребителей, для того, чтобы позже они были реализованы с помощью технологии NtechLab. Такое «разделение труда» пусть не сразу, но дало свои ошеломительные результаты. Вслед за целым рядом крупных коммерческих предприятий и регионов, технологией заинтересовалась мэрия Москвы, которая внедрила ее в свою беспрецедентную по масштабам общегородскую систему видеонаблюдения, к которой подключено более 100 000 камер.
На международный уровень продукт NtechLab - программу FindFace Security - вывело её использование во время Чемпионата Мира по футболу FIFA 2018. Благодаря софту во время мундиаля удалось обезвредить около сотни преступников и спасти от похищения злоумышленниками кубок, который присуждался лучшему игроку матча. После такой рекламы технологией NtechLab заинтересовались и зарубежные правоохранительные органы. Система распознавания лиц компании оказалась весьма востребована и в период первой волны коронавируса, когда алгоритм позволял вычислять нарушителей карантина.
Несмотря на то, что компания получила высочайшие оценки качества от американских властей, перспектива полностью замкнуть бизнес на эту страну владельцев NtechLab не манит. «Наши потенциальные клиенты расположены по всему миру, не только в России», - поясняет Кабаков, - «И нет ни причины, ни повода отказываться от работы с ними. Равно как нет ни одной причины прекращать быть российской компанией, отказываться от статуса разработчика отечественного ПО».
Если ранее новые разработки компании были ориентированы на распознавание эмоций на лице человека, и на отслеживание его перемещений по силуэту, события 2020 года добавили к направлениям работы компании новую тему. Всего за полгода сотрудники лаборатории NtechLab под руководством Кухаренко научили нейронные сети определять, соблюдается ли людьми социальная дистанция и одета ли на них медицинская маска.
Дружественна ли к разработчикам бизнес-среда в России? «Единственная проблема в том, что российский бизнес не слишком охотно внедряет прорывные технологии, но это лишь вопрос времени» – говорит Александр Кабаков. Артём Кухаренко этот вопрос не комментирует, кивая на своего партнёра, со словами которого он согласен. Его больше интересуют алгоритмы обучения нейросетей и правильность их построения…
Этот пример молодого разработчика, успешно нашедшего стратегического инвестора – совершенно не единичен. В России действуют десятки инвестиционных фондов, потихоньку возобновляющие работу после самоизоляции и прочих проблем, вызванных эпидемией COVID. Договориться с ними сейчас и начать строить бизнес, особенно востребованный, когда на фоне эпидемии все переходит в цифру и в онлайн? Или улететь за журавлём в небе через открывающиеся границы, чтобы вновь отложить решение на потом?
Кажется, 2020 год дает почти однозначный ответ на этот вопрос.