Цветы жизни
С 2016 года количество преступлений против половой неприкосновенности детей и подростков увеличилось почти на 20%, свидетельствуют данные Генпрокуратуры. Статистика также указывает на то, что все чаще на одну жертву приходится сразу несколько преступлений. Важно отметить, что под преступлениями против половой неприкосновенности детей УК РФ понимает не только изнасилования или их попытки, но и сексуальные контакты с согласия несовершеннолетнего и развратные действия, к которым Верховный суд относит взаимодействия через интернет.
Проблема насилия над детьми касается не только России.
В июне ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Специальный представитель ООН по вопросу о насилии в отношении детей и Партнерство за ликвидацию насилия опубликовали доклад, согласно которому ежегодно во всем мире половина (около 1 млрд) детей подвергаются физическому, психологическому или сексуальному насилию. Однако принятые мировым сообществом стратегии по защите детей не выполняются и страны не справляются с задачей предупреждения насилия, написал в своем Telegram-канале первый заместитель председателя Комиссии по развитию информационного общества ОП РФ Александр Малькевич.
К решению проблемы подключились и мировые IT-гиганты. В марте текущего года они подписали кодекс, в котором пообещали противодействовать насилию над детьми в Сети. Так, Google, Facebook, Twitter, Microsoft, Tik Tok, Snap и Roblox обязуются запретить на своих площадках материалы, содержащие сексуальное насилие над детьми, а также докладывать властям о подобных сообщениях. Участники альянса заявили о готовности сделать все возможное, чтобы обезопасить детей от вредоносного контента и предотвратить их вовлечение сексуальную эксплуатацию. Согласно подписанному кодексу, социальные сети также должны отслеживать схемы работы киберпреступников и отчитываться о результатах.
Александр Малькевич полагает, что у подписанного соглашения есть как положительные, так и отрицательные стороны.
«Конечно, ни с какими российскими властями сотрудничать они не будут, я в это не верю. Передавать информацию тоже не будут. Более того, я допускаю, что будут реальные факты, когда будут правонарушения, но люди будут уходить от ответственности под флагом демократии, либерализации и прочей мутоты. Поэтому этот документ интересен и хорош для них. А нам для себя нужен свой документ, свои своды, свои правила. И именно поэтому мы и говорим про законопроект о саморегулировании соцсетей у нас, потому что там эти вещи будут прописаны, эти нормы, причем все, что касается материалов, пропагандирующих педофилию, детская порнография — это должно будет удаляться просто моментально. Не просто в течение суток, а я считаю, что считанные часы должны на это даваться. Желательно в течение часа. Потому что с этим рассусоливать нельзя», — уверен эксперт.
Коллективная защита
Глава РОЦИТ Сергей Гребенников, напротив, уверен, что протекционистские меры в данном вопросе могут не принести результата и поэтому необходимо взаимодействовать с другими странами в интересах детей.
«Возможно, нам и нужно что-то свое, но мне кажется, что Россия должна в том числе показывать, что является частью международного интернет-сообщества, и здесь я за то, чтобы мы не только внутри России создавали какие-то вещи и пытались бороться сами с собой. Проблема траффикинга, проблема сексуальной эксплуатации несовершеннолетних — это проблемы не только России. Мы прекрасно знаем, что фотографии, видео, хуже, когда сами дети, продаются за рубеж. И только спецслужба одной страны здесь справиться не в состоянии. Интернет здесь является лишь инструментом для того, чтобы либо продать видеокадры, изображения, либо уже, собственно говоря, человека», — поясняет свою позицию эксперт.
По его словам, настолько важная тема, как защита детей, должна рассматриваться исключительно в международном контексте, причем свободном от политики.
«Я за то, чтобы российские социальные сети и интернет-компании сотрудничали с иностранными коллегами. И вместе могли бы очень оперативно устранять те проблемы, которые есть, выявлять преступников, выявлять точки зарождения преступных группировок, сразу это локализовывать и информировать соответствующие органы. Это не вопрос суверенного интернета, это не вопрос развития нашего отечественного софта, это вопрос детей. И здесь, повторюсь, политики существовать не должно», — уверен Сергей Гребенников.
РОЦИТ инициирует и поддерживает большое количество активностей, связанных с цифровой грамотностью населения, и эксперт выступает не только за защиту детей со стороны государства или коммерческих структур, но и за повышение их осведомленности о правилах поведения в Сети, что может существенно снизить шансы преступников на успех. При этом Сергей Гребенников не уверен, что предлагаемый законопроект о саморегулировании социальных сетей окажется эффективным именно в отношении преступлений против детей.
«Вещи, которые мы сейчас обсуждаем, уже запрещены законом. Поэтому, когда мы говорим о саморегулировании, то, конечно, социальные сети должны удалять этот контент. Проблема в том, что это не размещение экстремистского контента, это не те сообщения, которые появляются на виду. Что касается детей, траффикинга, педофилии - это максимально скрывается и шифруется. Поэтому социальные сети могут этот контент не увидеть» — считает эксперт.
По сути, поясняет Сергей Гребенников, социальные сети могут разве что не дать преступникам пользоваться интернетом как инструментом для реализации их замыслов, но корень проблемы находится не в Сети, а оффлайн.