По его словам, их организация давно и последовательно занимается сбором информации, мониторингом соцсетей и всех других современных средств связи, которые сейчас доступны. По большому счету, что называется, «что пишут в интернете».
«Мы все это действительно мониторим, стараемся анализировать и делать из этого те самые выводы, которые важны населению. Наш центр занимался обратной связью, продолжаем ей заниматься — анализируем сообщения граждан в соцсетях и прямых источниках — когда пишут в личку губернатору о своих невзгодах.
Последние годы мы фиксируем рост обращений в этом направлении и вместо обычных бумажных писем люди предпочитают просто написать у себя на страничке «ВКонтакте» или каком-то паблике, или в Instagram написать в личные сообщения — особенно если губернатор медийный человек и показывает, как он решает те или иные вопросы», — отметил он.
Гореславский подчеркнул, что в современном мире мессенджеры и соцсети, интернет вообще — это неисчерпаемый источник информации о том, как обстоят дела на самом деле.
Он также объяснил, как работает инфоцентр. «Анализ происходит с помощью машины — она отбирает по ключевым словам или тезисам, темам — те сообщения, которые относятся к текущей ситуации.
В частности, с коронавирусом. О тех, кто чихает, заболел, приехал из-за границы и куда-то не пошёл. Сообщения о том, что — актуально в последнюю неделю — происходило продуктовое безумие, как люди скупают туалетную бумагу, гречку, рис, тушенку. Фотографируют пустые полки, не разбираясь, например, фото и из иностранных магазинов с пустыми полками. Мы это отбираем и отправляем на проверку — действительно ли дело обстоит так?
Пустые ли полки в конкретном магазине, о котором пишет тот или иной гражданин или пользователь в социальной сети», — продолжил он.
Гореславский подчеркнул, что задача у него и его коллег очень простая — они борются совместными усилиями с паникой, которая сейчас периодически развивается на фоне пандемии.
«Любые сообщения о количестве заболевших, умерших за границей — в Италии, других странах и так далее — конечно, действуют на нервы. Возникает некая естественная реакция — не закупить ли мне воды, туалетной бумаги, тушенки и всего остального.
Задача наша сделать так, чтобы эта информация была корректной, не была выдуманной.
И сделать так, чтобы те конкретные магазины, где есть пустые полки — получали бы сигнал от региональных организаций или профильных министерств и ведомств о том, что эти запасы здорово было бы пополнить.
Мы в день видим порядка 50 сообщений, которые можно назвать фейками — они далеко не всегда являются какими-то злонамеренными сообщениями, которые сознательно вводят людей в заблуждение.
Во многих случаях это достаточно бездумные и глупые посты в пабликах, сообществах и чаще — в группах в мессенджерах — о том, что грядут те или иные нехорошие события. Тиражируют их, как правило, люди, которые не думают просто и хотят за счет этого себя продвинуть», — заявил Гореславский.
Он также рассказал, что часто сообщества в соцсетях переименовывают, включая в название слово «коронавирус» — чтобы побольше людей подписались на «хайповую» тему. Потом же эти паблики можно выгодно продать, а то, что там публикуются «пророчества» Ванги — на это им все равно.
«Другая категория — волнующиеся за своих близких люди, которые не совсем понимают, что такое интернет и какой информации внутри него можно доверять. Это, как правило, репостит человек в возрасте, недавно пользующийся интернетом. Ему кажется, что все, что в интернете есть — это как в советской газете — «Правда»», — добавил он.
Было также выявлено несколько злонамеренных кампаний по распространению аудиозаписей в WhatsApp. В день видно таких кампаний 5-6 штук. Была такая кампания — что билеты для возвращающихся на родину стоят 500 тыс., 3 млн. Такие посты были анонимными, размещались они в сообществах для любителей путешествий и тех, кто легко подхватит такую информацию. «Аэрофлот» это вскоре опроверг — никто за такие бешеные деньги билетов не продает.
МВД и ФСБ также работают с инфоцентром — им передают сведения о намеренном введении людей в заблуждение.
О позиции государства в борьбе с коронавирусом знают 85% человек в стране, порядка 60% — знают и понимают эту информацию. Обычно уровень ниже, добавил Гореславский. Всегда есть 5-10-15% тех, кто не верит никому.
После завершения пандемии инфоцентр будет заниматься аналитикой обратной связи с населением и инцидент-менеджментом по всем регионам — помогать главам регионов отвечать на запросы населения и решать эти задачи, такие как ямы на дорогах, строительство школ, больниц и так далее.
Гореславский также подчеркнул, что работы перед центром по тому, чтобы сделать жизнь людей лучше — непочатый край.
Инфоцентр создан на базе АНО «Диалог», учрежденном правительством Москвы, но созданном при поддержке как правительства РФ, так и Администрации президента.