Закончился очередной, седьмой по счету, сезон «Игры престолов», после которого стало известно, что финал популярной истории покажут не раньше весны 2019 года.
Так как режим вынужденного ожидания явно затянется, а автор серии «Песнь льда и пламени» Джордж Мартин не торопится выпускать следующую книгу, разработчик программного обеспечения Зак Тотт решил ускорить этот процесс и обучил нейросеть, что она сама создала продолжение саги, сохранив фирменный мартиновский стиль.
«Я большой фанат «Игры престолов», и книг, и сериала. Я изучал рекуррентные нейронные сети [нейросети с обратной связью и сохранением порядка. — «Газета.Ru»] в университете и решил использовать их для написания книги», — заявил Тотт в интервью Motherboard.
Нейросеть согласилась с фанатами
Инженер адаптировал обучаемые нейросети, чтобы они смогли предугадать события из еще не дописанной шестой книги, которую Джордж Мартин озаглавил «Ветра зимы». Для этого Тотт загрузил в систему пять уже вышедших романов, чтобы нейросеть получила информацию о персонажах и смогла хоть немного перенять стиль автора.
В случае с написанием книги необходимо так «натренировать» нейронную сеть, чтобы она могла помнить детали сюжета, которые произошли тысячи слов назад. В теории долгосрочная память системы должна предотвратить повторение уже случившихся событий, чтобы на выходе получилось настоящее продолжение, а не просто альтернативная версия уже созданного произведения.
Нейросеть Тотта старается создавать новые повороты старых сюжетов, но у нее случаются ошибки — например, она пишет истории тех персонажей, которые уже умерли.
«В идеале она должна помнить все то, что уже случилось в книгах, и не писать о героях, которые умерли две книги назад. В реальности пока не все так гладко, но, с другой стороны, в таком случае хорошие писатели могли бы лишиться работы», — комментирует разработчик.
Зак Тотт показал своей нейросети свыше 5 тыс. страниц из первых пяти книг Джорджа Мартина, в результате чего система, основываясь на предыдущем опыте, написала пять глав с событиями, которые могли бы произойти в Вестеросе.
Тотт рассказал, что начинал каждую главу с имени персонажа, а также давал количество слов, которое должно присутствовать в тексте, — это были единственные вводные, которые получала нейросеть. В результате система Тотта смогла составить вполне читаемые предложения с некоторыми неожиданными сюжетными поворотами.
Например, по версии нейросети, Санса Старк на самом деле является потомком семьи Баратеонов.
«Я опасаюсь Сансы, сир», — напомнил ей сир Джейме. «Она единственный Баратеон. Младшие сыновья вашей луковой наложницы» — так выглядела первая фраза, созданная нейросетью. Заку Тотту она показалась очень смешной, однако даже он не знает, кто такая луковая наложница, — это предстоит узнать в будущих главах.
Инженер добавил, что система иногда дает сбои и не всегда соблюдает грамматику, но со временем она сможет писать на базовом английском языке, а также воспроизводить авторский стиль Джорджа Мартина. Всего в романах насчитывается около 32 тыс. уникальных слов, что усложняет процесс обучения.
Тотт добавил, что Мартин очень любит описания, поэтому многочисленные прилагательные, названия географических локаций и титулы делают задачу нейросети еще более непростой.
Что характерно, нейросеть Тотта смогла самостоятельно предсказать несколько сюжетов, которые являются популярными теориями среди фанатов саги, — например, то, что Джейме Ланнистер в итоге может убить свою сестру Серсею, что Джон Сноу полетит на драконе, а Варис попытается отравить Дейенерис Таргариен. При этом разработчик сети заявил, что не загружал в нее фанатские теории, а ограничился только оригинальными пятью книгами.
«Что ж, это еще раз доказывает, что в «Игре престолов» может произойти все что угодно», — заявил Тотт.
Искусственный интеллект на подъеме
На текущий момент обучаемые нейронные сети выполняют огромное количество задач и все больше удивляют своими способностями, которые потенциально смогут в будущем заменить человеческие. С помощью нейросетей создаются идеальные игроки, способные победить признанных мастеров, — искусственный интеллект (ИИ) уже смог обыграть человека в шахматы, китайскую настольную игру го, а также в онлайн-игру Dota 2.
На основе нейросетей создаются чат-боты, которые могут поддержать разговор, и учатся в процессе общения с другими пользователями. Чат-боты постоянно совершенствуются и становятся умнее, но процесс их «взросления» не всегда протекает без последствий — так, китайский бот однажды заявил, что ненавидит Коммунистическую партию КНР, а боты Facebook, обученные говорить на английском, создали свой язык и продолжили взаимодействие уже на нем.
Кроме того, нейросети принимают активное участие в функциях некоторых популярных социальных сетей и приложений — например, с их помощью создаются разнообразные «маски» для селфи.