Регистрация
В начале текущего года из-за определенных обстоятельств необходимо было заново получить документы, без которых для комфортного существования в стране гражданин просто не может обойтись. В частности, перечень состоял из свидетельства о рождении, паспортов как для жизни в России, так и отдыха за ее пределами, и ИНН и СНИЛС.
Ради экономии времени, удобства и нелюбви к госучреждениям, выходом казался портал Госуслуг. Ничего сложного в регистрации не оказалось. Надо было всего лишь ввести имя и фамилию, номер мобильного телефона и e-mail. Этот минимум понадобится для самых простых услуг. Но в таких вопросах, как получение нового паспорта, необходим СНИЛС, паспортные данные и подтверждение в одном из центров.
На помощь пришло отделение «Почты России», которое работает круглосуточно. Без очередей удалось подтвердить аккаунт на Госуслугах. Единственная сложность заключалась в том, что терминал на почте, который выдает талон для обращения к специалисту, не содержит данного пункта. Чтобы попасть к заветному окошку (без талона это сделать никак нельзя) пришлось засыпать вопросами сотрудницу на стойке информации.
Паспорт
Для получения паспорта в быстром темпе — в течение десяти дней с момента оформления заявки — предлагалось посетить отделение УФМС (на тот момент ведомство еще не было расформировано) по месту регистрации. В противном случае документ пришлось бы ждать два месяца. В настоящее время, если верить порталу Госуслуг, этот срок сокращен до одного месяца.
При заполнении онлайн-заявки не получилось отыскать нужного отделения. Так называемая Новая Москва, к которой привязана автора текста, стала частью столицы в 2011 году, а портал Госуслуг по-прежнему этого не знает.
Заявку пришлось оформить на ближайший МФЦ. При завершении проверки информации сотрудники УФМС автоматически перенаправили данные в нужный филиал. Спустя десять дней портал прислал приглашение с просьбой посетить отделение в течение трех дней.
Оставалось сделать фото, оплатить госпошлину, захватить необходимые собранные в офлайн-режиме справки, взять пришедший в негодность паспорт и отправиться в New Moscow.
Заходя в отделение УФМС, казалось, что через пару минут я выйду с новеньким хрустящим паспортом. Реальность оказалась суровее.
Правило Госуслуг, которое дает пользователям портала надежду не толкаться в коридорах и пройти без очереди, на деле не работает. Возмущенной моей наглостью толпе было все равно, на каком сайте и что было зарегистрировано.
Сотрудники УФМС, изредка появлявшиеся за пределами своих кабинетов, не стали разбираться в условиях, которые были закреплены не только порталом Госуслуг, но и в печатном виде на стенах учреждения.
Спустя длительное время я попала за стол к сотруднице службы, которая отправила обратно в коридор заполнять заявку на листе. Оказалось, цифрового вида мало.
Также работницу не устроили принесенные мной хорошие, можно даже сказать красивые фотографии, несмотря на то что они были сделаны согласно требованиям на сайте Госуслуг.
Предлагалось сфотографироваться в ближайшем к УФМС канцелярском магазине. Надо ли говорить, что там все сделали не очень хорошо?
Потратив еще время и деньги, я снова оказалась в кабинете с сотрудницей УФМС, которая, одобрив документы (и ужасное фото), потребовала квитанцию по оплате госпошлины. Она, конечно, была на руках, так как заплатить за будущий паспорт я решила не онлайн, а по старинке в Сбербанке, но на ум пришло еще одно правило портала Госуслуг. В нем говорится, что подобный запрос со стороны сотрудника ведомства является нарушением.
На мои эмоциональные заявления, что действия служащих УФМС не соответствуют требованиям портала, мне напомнили про статью 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). За это можно получить как штраф, так и небольшой срок.
Не захотев лишних проблем, я отдала квитанцию. Все документы были приняты, а через полтора часа я держала в руках новый паспорт.
Свидетельство о рождении, СНИЛС
При восстановлении свидетельства о рождении я узнала, что не все можно осуществить с помощью сайта Госуслуг. Получить документ предлагалось исключительно в ходе посещения ЗАГСа.
Из плюсов — для этого не нужно ехать в учреждение, расположенное по месту регистрации или же по месту получения первого в жизни свидетельства. Нужные бумаги я отнесла в самое ближайшее отделение. Без особых проблем, но с очередями документы были переданы сотрудникам ЗАГСа, которые, правда, не назвали точных сроков изготовления нового свидетельства, но пообещали, что это не займет более месяца.
Интересуясь судьбой документа каждую неделю, забрать я его смогла лишь спустя 2,5 месяца.
Получить СНИЛС онлайн также не было возможным. Сайт Пенсионного фонда предлагал посетить филиал, который привязан к месту регистрации. Но выяснилось, что новый СНИЛС можно сделать в любом многофункциональном центре «Мои документы». Несмотря на обещания изготовить карточку в течение месяца, в комплекте документов она появилась только спустя девять недель.
ИНН
Еще одним нужным документом стал ИНН. Сайт ФНС оказался удобным в обращении и предлагал зарегистрировать заявку онлайн. Единственным условием было наличие подтвержденного профиля на портале Госуслуг. Приглашение в налоговый орган, который к сожалению, должен соответствовать регистрации, пришло в течение трех дней.
Именно в день посещения отделения налоговой у ФНС по всей Москве «упала» система.
Работники пустым взглядом смотрели в мониторы и безнадежно кликали мышками, не понимая, что происходит, люди негодовали в коридорах учреждения, а по общему телефону ФНС в столице отделались грубым комментарием, что не в курсе ситуации. Частые посетители налоговой между собой обсуждали, что подобное происходит уже не первый раз.
Прождав час, решено было повторить попытку на следующий день. Второй подход завершился успехом: получив талончик, сообщавший, что в очереди передо мной один человек, через 15 минут я вышла из здания налоговой со свежераспечатанным ИНН.
Загранпаспорт
Разобравшись с документами, в первую очередь нужными HR-отделу, решено было подумать и о будущем отпуске, для которого нужен загранпаспорт.
Одной из проблем получения цифровых услуг в России является несогласованность между федеральным и муниципальным порталами.
Подход «кто в лес, кто по дрова» заметен и при попытке разобраться с тем или иным вопросом на сайтах ведомств, МФЦ и самих Госуслуг.
Последний из них говорит, что попытка оформить заграничный паспорт не по месту жительства означает получение документа аж через четыре месяца. В кол-центре МФЦ сообщили, что нет разницы, куда подавать документы: паспорт будет через месяц в любом случае. Представитель отдела по миграционным вопросам при МВД (на момент получения загранпаспорта УФМС уже была расформирована) назвал заявления «Моих документов» глупостью и сказал, что срок ожидания в случае отказа от посещения филиала по штампу в паспорте составит четыре месяца.
Рисковать не хотелось. При оформлении заявки найти нужное отделение в Новой Москве оказалась тяжело, как и в предыдущий раз. Кроме того, при выборе другой точки автоматически служба не перерегистрировала заявление в нужный филиал.
Позвонив в поддержку портала Госуслуг, я выяснила, что Новая Москва, а точнее Троицкий район, все еще значится как Московская область.
Подача документов прошла без особых очередей: москвичи (как старые, так и новые) явно стали меньше ездить за рубеж. В этот раз я решила промолчать, когда у меня попросили квитанцию об оплате госпошлины. Легко были пройдены такие процедуры, как сканирование отпечатков пальцев и фото: все находится в одном кабинете.
Единственным обидным моментом стало объявление на двери УФМС, что получить загранпаспорт можно в любом другом отделении МВД или МФЦ в течение того же месяца.
Спустя три недели пришло СМС, что паспорт готов. Но на сайте говорилось, что он изготавливается. Звонок в кол-центр Госуслуг не прояснил ситуацию: там ответили, что этим вопросом занимается отделение, в котором делается загранпаспорт. Попытки дозвониться туда не увенчались успехом: телефон был вечно занят.
Узнать, что с паспортом, можно было только на месте. К счастью, загранпаспорт был готов, а получить я его смогла без очереди.
Осталось теперь подумать, что делать с ОМС…