На днях приложение Luka получило поддержку чат-бота @Роман/@Roman, копирующего манеру общения погибшего в 2015 году в ДТП директора «Стрелки» и основателя платформы Stampsy Романа Мазуренко. Его знакомая и создатель стартапа Евгения Куйда пояснила у себя в фейсбуке, что спустя полгода так и не смогла смириться с потерей близкого человека, и компания создала «цифровой памятник» из доступной информации.
Примечательно, что последней работой Мазуренко, по словам его подруги, был проект про мемориальный лес с капсулами и деревьями вместо могил и цифровые памятники-аватары. «Совсем недавно мы в Luka научились делать диалоговую модель, используя небольшие датасеты поверх нейронной сети.
Я собрала все сообщения из нашей переписки, фотографии, статьи, мысли, воспоминания — свои и друзей, — и мы сделали AI Роман. С ним можно переписываться про него самого или просто про жизнь — он будет отвечать так, как отвечал бы когда-то Рома»,
— написала Куйда на своей странице.
Пока что бот часто отвечает невпопад или иногда не знает очевидных вещей, но разработчики постоянно добавляют данные и улучшают модель. «Это пока тень человека — но этого нельзя было сделать еще год назад, и в ближайшем будущем будет возможно гораздо больше», — добавила основательница Luka.
Судя по комментариям на странице Евгении, пользователи приняли идею достаточно холодно, посчитав такое новшество скорее кощунством. Некоторые участники дискуссии сравнили запуск бота с эпизодом сериала Black Mirror.
«С психологической точки зрения это одна из попыток преодолеть страх смерти и, безусловно, является нормой. Раньше мы заказывали портреты, потом фотографии, сейчас цифровые копии», — поделился своим мнением с «Газетой.Ru» психолог, кандидат психологических наук, старший преподаватель Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Виктор Заикин.
Твитить после гробовой доски
Продлить общение с умершим пытаются и другие онлайн-сервисы, анализирующие деятельность человека в интернете. Одним из них стал Eternime, анонсированный еще в 2014 году.
«Eternime собирает ваши мысли, рассказы и воспоминания, обрабатывает их и создает интеллектуальный образ-аватар, который выглядит как вы», — заявляют авторы стартапа.
Такой аватар, по их замыслу, будет жить вечно и позволит другим людям в будущем получить доступ к воспоминаниям пользователей.
Несмотря на то что Eternime был анонсирован еще в 2014 году, он по-прежнему предлагает лишь участие в бета-тестировании. По данным сайта, к тестовой программе готовы присоединиться более 32 тыс.человек.
Еще раньше в интернете появился сайт LivesOn, который предлагал вести Twitter-аккаунт даже после смерти его владельца. Проект привлек внимание не столько своей концепцией, а слоганом:
«Когда твое сердце перестает биться, ты продолжаешь твитить».
Желающие воспользоваться сервисом должны указать человека, который будет контролировать страницу после его смерти. Он сможет удалить сделанные LivesOn записи, если сочтет, что они не понравились бы покойному.
Еще один сайт — DeadSocial — позволяет загрузить тексты и фотографии, которые после смерти будут выкладываться в виде постов в таких соцсетях, как Facebook, Instagram, LinkedIn и другие. Старт работы с ресурсом начинается с заготовки прощального письма и назначения ответственного человека, который активирует аккаунт в DeadSocial после смерти пользователя. Сам интерфейс профиля отдаленно напоминает Facebook. Авторы проекта считают, что с помощью технологий и интернета DeadSocial сможет снять табу на тему смерти и улучшить жизнь.
«Использование таких сервисов вполне адекватно, если человек отдает себе отчет, в том, что происходит.
Подобные сайты и приложения могут нести терапевтический эффект в ситуации острого горя или давних обид. В психотерапии бывает важно «проиграть» переживание.
А такие сервисы — еще одна возможность для этого», — полагает Виктор Заикин.
В 2015 году итальянские разработчики запустили кампанию по сбору средств на краудфандинговой платформе Indiegogo для создания виртуального кладбища RipCementery.
Предполагалось, что с помощью приложения пользователи смогут создавать виртуальные надгробия для умерших близких и домашних питомцев, которые можно украшать цветами и сопровождать памятными словами и фотографиями.
Такой сервис, по мнению идеологов RipCementery, пригодился бы тем, чьи близкие не были захоронены, а их прах после кремации был развеян. Идея осталась нереализованной, авторы проекта смогли собрать лишь $560 из необходимых $23 тыс.
Стена памяти
Как правило, подобные сервисы вызывают лишь шумиху во время своего запуска и быстро забываются. Но тенденция, связанная с развитием нейросетей и ботов, вполне может в конечном счете привести к появлению серьезных виртуальных захоронений и цифровых аватаров.
Если раньше агентства предлагали варианты ведения соцсетей «по старинке», руками специальных сотрудников, то сейчас эта необходимость постепенно отпадает. Технологии лучше людей знают о поведении когда-то живущего человека, если вопрос касается активности в интернете.
Продлевать жизнь умершему с помощью интернет-сервисов или нет — дело родственников и близких, но уже существующие аккаунты в соцсетях также требуют отдельного внимания.
Сейчас интернет полнится страницами пользователей, которые уже никогда не будут онлайн. И если в случае с мобильным телефоном все просто — номер освобождается после какого-то периода бездействия, то профили в соцсетях продолжают показывать ту информацию, которую владелец загрузил в последний раз.
Участники соцсетей порой не торопятся удалять своих уже неживых близких из списка друзей.
Тем не менее маловероятно, что кого-то обрадует напоминание о том, что человека, которого уже нет в живых, надо поздравить с днем рождения. А в случае взлома его страницы и вовсе можно получить сообщение «с того света».
Facebook предлагает позаботиться об уничтожении профиля хранителю, которого назначает сам пользователь в настройках соцсети. Ответственное лицо после подтверждения факта смерти перед руководством сервиса может удалить аккаунт или же создать «страницу-мемориал». На ней близкие смогут оставлять комментарии и публиковать фотографии.
Аналогичные механизмы есть у Twitter и у Google, они позволяют привести в порядок все аккаунты ресурса после того, как владелец отойдет в мир иной.
Во «ВКонтакте» такие настройки отсутствуют, но, как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе соцсети, администрация сервиса всегда прислушивается к пожеланиям родственников умершего человека.
«Один из вариантов решения этого вопроса — повышение приватности страницы, когда весь контент, размещенный на ней, становится доступен только для друзей, а аккаунт консервируется в том виде, в котором он был на момент последнего входа «ВКонтакте» ушедшего из жизни владельца».
Возможно и полное удаление страницы, но для этого близким пользователя необходимо обратиться в поддержку «ВКонтакте».
«Завещать страницы — это удобно. Это еще один способ продлить память о человеке», — отмечает психолог.