Количество покупок, совершенных россиянами в онлайн-магазинах, снизилось на 17%. Тем не менее в денежном выражении рынок вырос на 7%, показав результат в 760 млрд руб.
Итоги 2015 года по онлайн-ритейлу представили Ассоциация компаний интернет-торговли во главе с Алексеем Федоровым и «Почта России».
Российский онлайн-ритейл в прошлом году показал прирост на 7,2%. Объем покупок составил 540,8 млрд руб. Оставшаяся сумма в 219,2 млрд руб. пришлась на трансграничную торговлю, которая также выросла — на 5%. В общем объеме торговли доля иностранных интернет-магазинов выросла с 21 до 29%, а количество отправлений из-за границы выросло на 75%.
Примерно 90% зарубежных посылок было доставлено из Китая.
Почти половина посылок (46%), доставленных из-за рубежа, приходится на Москву. Следом идет Санкт-Петербург с результатом в 11%. Оставшиеся 43% посылок доставляются в другие регионы России. Из иностранных интернет-магазинов российские покупатели чаще всего заказывают одежду и обувь (35%), вторая по популярности группа товаров — электроника и бытовая техника (32,3%).
Средний чек трансграничных покупок в 2015 году вырос с 3300 руб. до 3400 руб. Однако при переводе в евро, по данным АКИТ, средний чек одной транзакции снизился с €64,4 до €52,3. При этом для площадки AliExpress этот показатель составил примерно 1100 руб. без учета стоимости доставки.
Более 60% покупок, которые россияне совершают в иностранных онлайн-магазинах, обходятся меньше чем в €22.
В Европе онлайн-покупки стоимостью свыше €22 облагаются пошлиной. Ее введение ранее поддерживал и сам Федоров.
Примерно 0,47% всех отправлений из-за рубежа обошлись дороже €1000.
Тройку лидеров среди наиболее популярных в России интернет-ритейлеров делят AliExpress, Ozon и eBay. Китайская площадка стала лидером по всем показателям: AliExpress привлекает в среднем 23,8 млн уникальных посетителей в месяц, за сутки — примерно 3,6 млн.
Российский Ozon в этом плане показал более скромные результаты. Месячная уникальная аудитория составила 9,2 млн человек, суточная — 800 тыс. У eBay меньше уникальных посетителей в месяц — 7,4 млн человек — однако больше среднесуточная — 1 млн человек.
Кроме того, АКИТ в своем отчете упомянула долю пользователей, которые, помимо разглядывания товаров на сайте, планируют свои покупки и складируют их в корзину. Так, на площадке AliExpress откладывают товары 42% пользователей. У Ozon — 21%, у eBay — всего 11%.
В прошлом году «Почта России» обеспечила доставку более половины (51%) всех заказов россиян. Всего «Почтой России» было доставлено 128 млн зарубежных посылок, что в 1,8 раза больше по сравнению с 2014 годом.
По словам заместителя генерального директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке Сергея Малышева, до 2013 года «Почта России» теряла долю на рынке доставок посылок. Однако с 2014 года, как отметил Малышев, службе удалось отыграть позиции и показать рост в том числе благодаря развитию инфраструктуры.
Вместе с увеличением вклада «Почты России» в доставку посылок значительно упал процент заказов, доставленных курьерскими службами. В 2014 году их деятельность обеспечила доставку 41% отправлений, в 2015-м — только 31%. Процент заказов, которые покупатель забрал из специального пункта выдачи или из магазина, практически не изменился.
Ранее собственные оценки рынка онлайн-ритейла в 2015 году представила компания Data Insight. По ее данным, объем внутрироссийских онлайн-продаж в 2015 году составил 650 млрд руб. Таким образом, по сравнению с 2014 годом рынок вырос на 90 млрд руб., или на 16%. Однако с поправкой на инфляцию рост составил только 3%.
Общее количество онлайн-заказов внутри страны в прошлом году составило 160 млн, средний чек — примерно 4050 руб. (против 3750 руб. в 2014 году).
Рост числа онлайн-покупок, по данным Data Insight, обеспечили маленькие города и поселки, а также регионы Дальнего Востока. Особым спросом пользовались товары для спорта, для животных и товары для детей. В то же время упала и доля дорогих покупок, например премиальных брендов или моделей.
По результатам Data Insight, 2015 год стал очередным годом роста популярности зарубежных онлайн-площадок. В 2015 году количество заказов из-за рубежа выросло на 75% (единственный показатель, совпадающий с данными АКИТ). Таким образом, доля зарубежных покупок увеличилась с 24% (2014 год) до 34%.
В цифрах входящий кроссбордер (покупки из зарубежных онлайн-магазинов) за 2015 год обеспечил 80–85 млн заказов или около 130 млн посылок. По среднегодовому курсу доллара объем покупок составил порядка 160 млрд руб.