Наибольшие изменения, конечно же, связаны с развитием интернета, мобильных технологий и беспроводной связи, которые кардинально изменили включенность значительной части населения Земли в единое информационное пространство. Однако и в других сферах произошел впечатляющий прогресс.
Доступ в интернет
Это может показаться дикостью, но в 2005 году, по данным J'son & Partners, 95% пользователей интернета в России выходили в сеть дома через dial-up, то есть через модем, который дозванивался на телефонную станцию и с характерным шипением устанавливал медленное и нестабильное соединение.
Дорогостоящий широкополосный доступ на скорости 10–100 Мбит/с был доступен лишь небольшой части пользователей через домовые локальные сети, DSL и на работе.
В 2015 году в России практически к любому более-менее крупному населенному пункту подведены оптико-волоконные линии связи, предоставляющие доступ в интернет на скорости 1 Гбит/с.
В мобильной связи в области пакетной передачи данных, то есть для выхода в интернет, в 2005 году господствовал стандарт GPRS, который в лучшем случае обеспечивал скорость соединения 80–100 Кбит/с, и начал появляться EDGE со скоростью передачи данных до 474 Кбит/с.
Лицензии на коммерческую эксплуатацию 3G со скоростями передачи данных свыше 1 Мбит/с «большая тройка» получила только в 2009 году, и то с ограничениями по частотному спектру со стороны военных.
В 2015 году во многих регионах России уже доступна связь стандарта 4G, то есть свыше 100 Мбит/с для движущихся объектов и до 1 Гбит/с — для стационарных, а в мире запускаются «пилотные» проекты 5G-сетей со скоростью до 10 Гбит/с, предназначенных не только для «обычного» интернет-доступа, но и для интернета вещей, носимых гаджетов, «умных» автомобилей и виртуальной реальности.
Сотовые телефоны
В 2005 году Nokia и Motorola были самыми распространенными брендами сотовых телефонов. Экраны с разрешение 320х240 или 320х480 и никаких тач-интерфейсов — навигация по меню телефона осуществлялась джойстиком.
Само собой, с такого устройства пользователям был доступен только просмотр почты и WAP-версий сайтов, о полноценном серфинге в интернете и социальных сетях речи не шло.
Сейчас нам доступны мощные смартфоны с разрешением экрана 4K и полноценный доступ в интернет. По данным Mail.Ru, от 25 до 35% аудитории «ВКонтакте», «Одноклассников», «Моего мира» и почты пользуются ими исключительно с мобильных устройств.
Но надо отдать должное производителям мобильников десятилетней давности. Практически каждый девайс, появлявшийся на рынке, имел уникальный (а подчас и совершенно удивительный) дизайн. Сегодня же основные подвижки в дизайне устройств крутятся вокруг острых или закругленных углов, а также расположения боковых клавиш.
Планшеты
Попытки обеспечить бизнес-пользователей мобильными устройствами, которые не весили бы по несколько килограммов и позволяли бы удобно работать даже на ходу, то есть планшетными компьютерами, делались еще в прошлом веке (пионером в этой области была Palm), но до iPad все продукты были исключительно «для гиков».
В 2005 году Intel совместно с Microsoft работали над платформой UMPC, а еще раньше, в 2002 году, Microsoft представила планшетную версию Windows XP.
Устройства, выпускаемые разными производителями на ее основе, позволяли полноценно пользоваться офисным пакетом Microsoft и осуществлять ввод при помощи стилуса.
Спустя более чем десятилетие... почти ничего не изменилось: iPad Pro позволяет пользоваться офисным пакетом Microsoft и осуществлять ввод при помощи Apple Pen. Однако тач-технологии, несомненно, сделали использование планшетов более естественным для человека. Для старшего поколения именно планшеты открыли интернет.
Веб-сервисы
В 2005 году, когда Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) еще называлась theFacebook и была проектом двух студентов Гарвардского университета для аудитории своего вуза, веб-сервисы выполняли весьма узкий набор функций.
Почта была просто почтой, поисковик — просто поисковиком, мессенджер — мессенджером, а YouTube только разместил свой первый 18-секундный ролик любительской съемки из зоопарка Сан-Диего.
В это время наибольшей популярностью пользовались сервисы мгновенных сообщений ICQ (в мире) и AIM (в США). К 2005 году количество пользователей ICQ превышало 100 млн, а AIM к 2005 году достиг показателей в 500 млн аудитории и 3 млрд сообщений в день.
В 2015 году Google, Facebook, Apple, Microsoft и другие крупные интернет-компании стараются построить на базе своих веб-сервисов всеобъемлющие информационные системы с помощью искусственного интеллекта.
Они собирают информацию о пользователе и его поведении, общаются с ним на «естественном» языке при помощи голосовых персональных помощников, сообщают ему последние новости, рекомендуют покупки и т.д.
Мессенджеры в связи с этим пережили ренессанс и получили важное место в системе, благодаря стремительному росту «только мобильной» аудитории, а также предрешили судьбу SMS, которые постепенно уходят из нашей жизни.
Хранение и передача информации
В 2005 году лидером в хранении и передаче больших объемов информации (из рук в руки) были перезаписываемые оптические диски.
Если получить контент (фильмы, музыку, дистрибутивы игр и программ) можно было за ночь скачивания по торрентам, то хранить, переносить и обмениваться им удобнее всего было при помощи старых добрых «болванок».
В 2015 году теряют актуальность не только «болванки», но терабайтные внешние жесткие диски — хранение и работа с данными для пользователей и бизнеса все больше и больше уходит в облака. Распространение музыки и видео уходит в легальный сегмент через стриминговые сервисы, которые ищут приемлемые способы монетизации и обеспечения качества услуг. Игры и программное обеспечение распространяются через онлайн-магазины контента.
Технологии движутся в направлении того, что скоро потеряет актуальность скачивание и установка приложений — все будет происходить в облаке, а пользователь будет видеть на экране лишь результат.
Телевидение
В 2005 году телевидение чувствовало себя отлично и активно внедряло цифровые форматы вещания. В магазинах появились плазменные и LCD плоские телевизоры с диагональю 37 дюймов.
Сегодня телевизор — это скорее видеопанель с разрешением 4K и поддержкой стереоизображения, а вещательное телевидение уступает место Smart-TV уже и в России. К телевизору подключены интернет и стриминговые сервисы, а устройства вроде Apple TV и Google Chromecast позволяют запускать мобильные игры на большом экране.
Если в 2006 году Nintendo Wii стала одной из самых успешных игровых консолей за всю историю японской компании, то сегодня Nintendo уходит с этого рынка и вкладывается в разработку мобильных игр.
Высокотехнологичные компании
В 2004 году Google вышел на IPO (выпустил свои акции на биржу) исключительно как поисковик. Даже карты Google Maps появились позднее. К 2015 году IPO интернет-компаний — это каждый раз большое событие для рынка.
Некоторые IPO, такие как выход Alibaba на Нью-Йоркскую фондовую биржу, ставят исторические рекорды.
Сейчас основной интернет-бизнес высокотехнологичных компаний рассматривается в комплексе с их инновационной деятельностью в области робототехники, чистой энергии, умных автомобилей, виртуальной реальности, искусственного интеллекта и космоса.