В феврале этого года компания уже поднимала цены на собственное ПО и сервисы в России, тогда рост составил 15–30%. Теперь Microsoft вновь планирует поднять цены для российских частных и корпоративных пользователей. Стоимость продуктов для персонального использования поднимется на 19%, для корпоративного сектора рост составит от 19 до 25% в зависимости от лицензии.
Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Microsoft, рост цен не коснется таких продуктов, как Xbox, коробочные версии операционной системы, а также клавиатуры, веб-камеры и прочие игровые девайсы от Microsoft, доступные в России. Кроме того, на продукты Microsoft CRM и Dynamics цена остается также без изменений.
Стоимость коробочной версии Office вырастет на 19%, стоимость Office 365 — на 25%. Также на 25% подорожают «облачные» услуги компании, именуемые Microsoft Azure.
В пресс-службе также сообщили, что американская корпорация не опасается потерять клиентов в России в связи с резким подорожанием продукции, поскольку уверена, что сервисы и ПО компании пользуются заслуженной популярностью среди пользователей.
На вопрос о том, почему корректировка цен не коснулась игровых девайсов и Xbox, в пресс-службе ответили уклончиво, подчеркнув лишь, что компания «всегда вдумчиво и сбалансированно подходит к вопросу ценообразования в России».
В начале 2015 года, когда рост цен на продукцию Microsoft составил до 30%, компания объяснила подобный ход динамикой рынка и текущими бизнес-процессами. В феврале стоимость игровой консоли Xbox увеличилась на 30%, подписка на Xbox Live — на 20%.
«Поднятие цен Microsoft именно сейчас связано с тем, что мы живем в новой экономической реальности», — считает инвестиционный аналитик компании «Фридом Финанс» Шамиль Курамшин.
«Движение валют — непредсказуемо и труднопрогнозируемо. В связи с этим компании вынуждены принимать защитные меры, чтобы избежать резкого падения выручки на региональных рынках. Тем более что в прошлом многие глобальные компании понесли большие потери на региональных рынках из-за валютной нестабильности. Неудивительно, что они хотят избежать ситуации прошлого года и создают себе «подушку безопасности» и обеспечивают определенные гарантии для инвесторов».
Эксперт считает, что есть риск отказа части клиентов Microsoft от некоторых продуктов корпорации, но софтверные компании не зря в последние несколько лет осуществляют переход на модель предоставления пользования программным обеспечением по подписке (например, у Microsoft по этой модели предоставляется доступ к OneDrive и Azure), и это должно снизить эффект от повышения цен, так как оплата растянута во времени. Кроме того, Microsoft остается монополистом, и это не последний прецедент поднятия цен.
«Другие крупные производители софта тоже могут поднять цены в ближайшем будущем, — говорит Курамшин. — Так, в прошлом году цены поднимали друг за другом практически все».
По мнению эксперта, конкуренцию не смогут составить также и Google и другие свободные продукты-аналоги.
Сложно представить себе, как крупная компания сможет перейти на них и соответствующим образом перестроить свои бизнес-процессы. Риск потери части клиентов имеется только в области малого бизнеса, но это проблема не только Microsoft, но и всех зарубежных софтверных компаний.
Также нет особого прогресса и в области импортозамещения.
«Несмотря на разговоры и оптимистические планы, пока все российские аналоги не превосходят зарубежные продукты и даже могут обладать худшими характеристиками при более высоких ценах. Создание полноценных замен — это долгий путь, и когда-нибудь, хочется верить, это произойдет, но не за год-два».
Что касается рынков Xbox и коробочной Windows 10, то ситуация с сохранением цен на эти продукты в целом ясна.
«На рынке игровых консолей Microsoft сильно проигрывает Sony и не имеет возможности поднимать цены, — говорит Курамшин. — На коробочные версии Windows повышать цены смысла нет из-за пиратства — его уровень в области продуктов Microsoft и так высок. Корпорация потратила очень много усилий, чтобы выстроить лицензионный рынок в России. Кроме того, от успеха распространения Windows 10 зависит заработок с сервисов».
Microsoft, по-видимому, сильно озаботилась собственной финансовой составляющей. С нового года компания ограничивает объем бесплатного «облачного» хранилища OneDrive. Теперь вместо 15 Гб пользователь может бесплатно воспользоваться лишь 5 Гб, за больший объем придется заплатить. Также вместо тарифных планов, предоставляющих 100 Гб и 200 Гб «облачного» пространства, компания вводит формат с объемом хранилища только в 50 Гб, его месячная стоимость составит $1,99.