Права на экранизацию книги Уолтера Айзексона о Джобсе Sony приобрела еще в 2011 году, однако съемки начались только в 2014-м. Сценаристом и продюсером картины стал мэтр Голливуда Аарон Соркин. В качестве режиссера для проекта тогда был приглашен Дэвид Финчер, а на главную роль рассматривались Леонардо ДиКаприо и Кристиан Бейл.
Но в связи с чередой неурядиц студия долгое время не могла утвердить съемочный и актерский состав картины. Предложенные Финчером гонорар в $10 млн и право на финальный монтаж не устроили Sony, и в итоге в качестве режиссера был утвержден Дэнни Бойл, известный по культовой драме «На игле».
От роли Джобса отказались и ДиКаприо, и Бейл, в конце концов было принято решение взять Майкла Фассбендера.
Картина «Стив Джобс» расскажет зрителям о трех важных периодах в жизни основателя Apple, связанных с выпусками персональных компьютеров: выход Macintosh в 1984 году, NeXT в 1988-м и iMac в 1998-м. Основной фокус сценаристы переместили «за кулисы», где Джобс был не только предпринимателем, но и мужем и отцом. Аарон Соркин сравнил картину с «портретом», а не «фотографией», тем самым предупредив все выпады в адрес съемочной группы о том, что фильм далек от реальности.
Тем не менее избежать критики не удалось.
Самую масштабную войну против выхода фильма начала Лорен Пауэлл Джобс — вторая жена и вдова Стива Джобса.
Как сообщает The Hollywood Reporter, Лорен Джобс лично звонила ДиКаприо и Бейлу с просьбами не принимать участия в съемках. Более того, Джобс пыталась договориться с крупными голливудскими кинокомпаниями, чтобы те не способствовали выходу картины на экраны.
Как бы то ни было, все усилия Лорен Джобс не привели к желаемому результату, и в октябре в США состоялась премьера «Стива Джобса». Что интересно, в самой картине персонаж Лорен Пауэлл не фигурирует, однако ключевым героем стала дочь Джобса от первого брака Лиза.
Массу нареканий вызвала переписка сотрудников Sony, попавшая в сеть в результате масштабного взлома компьютерных сетей компании в конце 2014 года. В частности, в одном из писем фигурируют слова Аарона Соркина о том, что ни он, ни весь мир не знают, кто такой Майкл Фассбендер, и брать его на роль — безумие. Впоследствии он, однако, изменил свое мнение, упомянув, что «Фассбендер — великий актер, и его время пришло».
Председатель Sony Эми Паскаль также высказывала нелицеприятные вещи в адрес актеров и в целом затянула процесс съемок байопика. В итоге в декабре 2014 года созданием картины занялась Universal Pictures.
Для сценаристов, безусловно, было важно мнение тех, кто непосредственно работал или общался с Джобсом.
Недавно обширное интервью изданию Bloomberg, касающееся нового фильма о Джобсе, дал Стив Возняк — сооснователь, программист и друг Джобса, впоследствии покинувший проект из-за разногласий.
В интервью Возняк заметил, что фильм во многом далек от реальности, несмотря на то что Возняк часами консультировал Соркина, рассказывая настоящую историю. Сам программист подчеркивает, что его персонаж в картине, которого сыграл Сет Роген, стал настоящим противовесом Джобса, постоянно спорил с ним, когда как в реальности такого не было.
«Все, что происходит в фильме, не происходило на самом деле. Во всех сценах, где я присутствовал, я не говорил со Стивом»,
— рассказал Возняк о моментах, связанных с его персонажем.
Тем не менее Возняк похвалил картину, назвав ее лучшей из всего, что было снято об Apple. Особенно он отметил игру Фассбендера, который, по его словам, показал всю «яркость» и недостатки Джобса, за которые его любили. Возняк особенно обратил внимание на то, что суть фильма состоит не в передаче реальности, а в передаче характеров. «Автор свободен в методах того, как сделать фильм, который будет приятен для зрителя», — заключил он.
Тим Кук в свою очередь коротко отреагировал на байопик о Джобсе, назвав его беспринципным и оппортунистическим, намекая на то, как сценаристы и режиссер свободно обошлись с фактической точностью событий.
Соркин поспешил ответить Куку, призвав его для начала посмотреть фильм. «У вас есть фабрика в Китае, где дети трудятся над созданием смартфонов за 17 центов в час, и у вас, должно быть, очень много мужества, чтобы называть наш фильм беспринципным», — обратился сценарист и продюсер картины к нынешнему главе Apple.
Несмотря на все скандалы, касающиеся фильма «Стив Джобс», картина уже стартовала в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке и принесла $521 тыс. за премьерный уикенд.
Успех картины в очередной раз подтверждает, что Стив Джобс стал тем человеком, на которого равняется не только начинающий предприниматель, но и любой человек, знакомый с его биографией. Профессор социологии Вермонтского университета Томас Стритер выяснил, в чем причина всеобщей любви к Джобсу.
Согласно выводам Стритера, Джобс захватывает внимание своей биографией, выдающимся характером и изменениями в массовой культуре, которые были вызваны технологической революцией. «Можно сказать, что фигура Джобса оказалась в нужном месте и в нужное время», — подытоживает ученый.