Недавно в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) прошел флешмоб фотографий из 90-х. Пользователи соцсети выкладывали снимки, сделанные в первое постсоветское десятилетие.
Позже ностальгия по 90-м вышла в офлайн. При поддержке фонда «Президентский центр Ельцина» прошел фестиваль «Остров 90-х», целью которого было показать «лихое» десятилетие немного с другой стороны. Здесь главным героем стало культурное наследие, которое подарили россиянам эти годы.
На фестивале присутствовали многие современные журналисты и поэты, заставшие ту эпоху или активно творившие в то время. На стендах можно было найти оригинальные номера популярных журналов из 90-х: «Птюч», «ОМ», «Столица». Визуальную часть обеспечили кинопрограмма фестиваля с такими картинами, как «Страна глухих» Валерия Тодоровского, «Окраина» Петра Луцика и «Москва» Александра Зельдовича.
Открытием для организаторов стало большое количество молодежи, решившей массово посетить фестиваль.
Молодые люди приходили прикоснуться к тому, чего сами не застали, но о чем постоянно слышали от взрослых, отзывавшихся о 90-х кто с содроганием, кто с улыбкой.
Массовая ностальгия коснулась не только России. За рубежом сейчас — взлет популярности культуры 80-х, особенно сильно коснувшийся интернета. Культура и эстетика этого времени вдохновляют деятелей культуры: музыкантов, режиссеров и даже разработчиков видеоигр.
Громкую славу обрел недавно вышедший комедийный боевик от Дэвида Сандберга «Kung Fury», впитавший в себя все стереотипы и штампы той эпохи. Игровые автоматы, компьютеры, спорткары, роботы, крутые парни в кроссовках и кожанках и копы — все под соусом из гротескного преувеличения и угловатого синт-попа.
Успех короткометражки Сандберга заключается в невероятной насыщенности всего того, за что люди помнят и любят 80-е. Кажется, после просмотра «Kung Fury» даже тот, кто никогда не интересовался этой эпохой, проникнется всей атмосферой дребезжащей картинки VHS с помехами и разборок крутого парня — блюстителя порядка со злодеями.
Специально для российского зрителя фильм был переведен и озвучен небезызвестным Леонидом Володарским — голосом картин на пиратских видеокассетах и видеосалонах из 90-х.
Вектор современной поп-музыки также частично клонится к 80-м.
Песня Марка Ронсона и Бруно Марса «Uptown Funk» обрела грандиозную популярность, а клип за короткое время собрал более 1 млрд просмотров на YouTube.
Незамысловатые слова и захватывающий танец героев видео однозначно и надолго впечатываются в память.
Выдержанная в стиле диско восьмидесятых, композиция получила хвалебные отзывы критиков, отметивших, что благодаря Марсу и Ронсону стиль диско не уходит в прошлое и до сих пор актуален.
В качестве пародийного клипа на песню «Uptown Funk» было выпущено видео, где под зажигательные мотивы композиции танцуют киногерои почти из сотни разных фильмов. Ролик набрал уже 8 млн просмотров.
Вообще же в современной музыке синт-поп в духе 80-х продолжает набирать обороты. Множество молодых инди-музыкантов в поисках аутентичного звучания обращаются к аналоговым синтезаторам из прошлого и успешно продвигают этот стиль и сегодня.
Игроделы также не стоят в стороне от трендов.
Инди-разработчики выпускают минималистичные игры, отсылающие к эпохе Dendy и Sega, где главное не графика, а геймплей и дух восьмибитных шедевров.
Игры серии Hotline Miami умело комбинируют эстетику восьмибитных пиксельных 2D-игрушек и полных криминала и брутальности восьмидесятых. Полученный коктейль был высоко оценен как игроками, так и игровыми изданиями.
К столь насыщенным во всех смыслах 80-м обращается даже наука. Знаменитая франшиза Роберта Земекиса «Назад в будущее», три фильма которой вышли в период 1985–1990 годов, подтолкнула ученых к созданию прототипов левитирующей доски-ховерборда и самозашнуровывающихся кроссовок.
Прорыв в этой области совершила компания Lexus, выпустившая в августе видео с левитирующей доской. Этот ховерборд еще далек от идеала и представляет собой внушительных размеров устройство, работающее на принципе сверхпроводников. Оно требует постоянной подпитки жидким азотом для обеспечения левитации и специального покрытия под ним, но тем не менее даже такая несовершенная разработка приближает нас к тому будущему, о котором грезили еще 30 лет назад.