Инновационные электроскутеры разработаны компанией Gogoro, которую в свое время основали выходцы из HTC. И несмотря на то, что покупателям новинки придется заплатить $4140, новый скутер обладает целым рядом преимуществ по сравнению с бензиновыми аналогами. Помимо экономии на топливе и экологичности пользователи получат возможность изменять звуковые эффекты, следить за состоянием скутера через сенсорный дисплей и даже подключить его к своему смартфону. При этом новинка обладает двумя легкозаменяемыми батареями, а ее общий запас хода без подзарядки составляет до 97 км.
Для скорейшей популяризации скутера производитель продает его ниже себестоимости, обеспечивает годовую страховку от кражи, бесплатные ремонт и обслуживание, а также неограниченный доступ на станции замены батарей в течение двух лет.
Зарабатывать и окупать вложенные в компанию $150 млн предприниматели собираются за счет платы за перезарядку скутеров на специальных станциях по истечении двух бесплатных лет. Пополнить заряд батарей другим способом будет невозможно.
Успех Gogoro зависит от способности быстро развить сеть зарядных станций и желания жителей Тайваня покупать электроскутеры по огромной для этого вида транспорта цене. Однако если это все же произойдет, то производитель сможет выйти на рынки материкового Китая и Индии. Там скутеры также чрезвычайно популярны, но объемы продаж и доходов будут несоизмеримо больше.
Распространение электрических скутеров в Индии и Юго-Восточной Азии может существенно сократить потребление углеводородного топлива в этих регионах.
В результате столь незначительное в мировом масштабе событие может сыграть большую роль в топливно-энергетической революции, которую в настоящий момент переживает человечество.
К примеру, такое же влияние на развитие энергетических технологий в США оказывает автомобиль-гаджет Tesla. С запуском Tesla Gigafactory новые экологичные технологии в виде комплектов солнечных батарей и аккумуляторов Powerwall начинают проникать в частные дома, бизнес-центры и региональные энергосети.
Ведь беспроводной электрический транспорт является так называемой прерывающей технологией, то есть инновацией, которая с развитием должна уничтожить предыдущую технологию в лице двигателей внутреннего сгорания, а также связанные с ними инфраструктуру и образ жизни. Само собой, это требует огромных финансовых затрат и вызывает большое сопротивление на рынке и в обществе.
Для преодоления этого сопротивления новая технология должна привлечь фанатов, которые готовы пользоваться ею в очень «сыром» виде, например заряжая электромобиль от бытовой розетки через пять удлинителей, протянутых через окно квартиры.
Именно фанаты привлекают визионеров, готовых мириться с недостатками технологии ради получения преимущества на рынке, например в виде экономии затрат на горючее в компании по городской доставке, и которые позволят ей продержаться до прихода ранних последователей.
Роль таких проектов, как Gogoro, в этом процессе крайне важна.
Ведь электроскутер за $4 тыс. может купить в разы больше пользователей, чем Tesla Model III, которая в 2016 году будет доступна в США за $35 тыс.
Не секрет, что самым уязвимым местом электрического транспорта является перезарядка батарей. Технологические компании и стартапы пытаются устранить его, подходя к проблеме с разных сторон. В Google работают над улучшением характеристик литий-ионных батарей, а в Стэндфорде развивают технологию алюминиево-ионных элементов питания.
Израильский стартап StoreDot, в который инвестировал Роман Абрамович, обещает в 2016 году продемонстрировать прототип батарей, способных при схожих с аккумуляторами Tesla Model S характеристиках полностью перезаряжаться за пять минут.
Компания Qualcomm разрабатывает индукционную технологию беспроводной зарядки батарей, которая позволяет заряжать автомобиль благодаря катушкам под двигателем автомобиля и в полу гаража или зарядной станции. Это делает перезарядку более удобной, станции — вандалоустойчивыми, но не решает проблему времени зарядки.
Тем не менее для широкого применения все эти технологии еще требуется внедрить в массовое производство, а на это потребуются время и немалые затраты. При этом Gogoro использует уже выпускаемые в промышленных масштабах элементы питания и элегантно решает проблему времени перезарядки простой заменой разряженных элементов на полные.