Мотивы выбора подобных скандальных тем для игр понятны. В «традиционной» игровой индустрии, рассчитанной на PC-геймеров и обладателей игровых консолей, современные условия диктуют необходимость больших затрат на качественную, реалистичную графику и спецэффекты, актерский состав, технические инновации и т.д. Бюджет игрового блокбастера уже сопоставим с затратами на создание голливудского фильма. Издатель не хочет брать на себя чрезмерный риск и связываться с непроверенными тематиками, предпочитая отдавать предпочтение темам, заведомо имеющим узнаваемость у аудитории.
Скандал даже может стать своеобразным уникальным позиционированием продукта на рынке и основой его продвижения. Бизнес вообще и игровая индустрия в частности все чаще работают как СМИ, эксплуатируя короткий список тем, которые продемонстрировали высокий интерес к ним со стороны аудитории. Новых, уникальных идей появляется все меньше: им остается пробивать себе дорогу на почве артхауса.
Игре «Курск» внимание уделяется именно в связи с обострением отношений между Россией и Западом и ростом патриотических настроений внутри страны. Несколько лет назад польская игра если бы и появилась, то, скорее всего, прошла бы незамеченной.
Исто(е)рический контекст
Еще один скандал произошел недавно в связи с выходом в свет и первых рецензий еще на одну польскую игру «Ведьмак-3: дикая охота» на основе романов Анджея Сапковского. Обозреватель американского игрового портала Polygon Артур Гис возмутился отсутствием в игре персонажей с отличным от белого цветом кожи, за что был поднят на смех в сети. Представители компании-разработчика CD Projekt RED объяснили автору обзора, что «Польша граничит с Германией, странами Балтики и Скандинавии» и во времена, к которым относится мир игры, на этой территории просто не могло быть людей с темным цветом кожи.
Однако вне зависимости от исторического контекста в современном мире существует другой порядок вещей, и это необходимо учитывать. Если издатели игры рассчитывают на массовые продажи, например, в США, то игру, возможно, ждут региональный патч и появление игровых персонажей с темным цветом кожи.
«Ни слова по-русски»
Подобные меры были приняты в связи с конфликтом, вызванным в 2009 году одной из миссий игры «Call of Duty: Modern Warfare 2», в которой главный герой вместе с русскими ультранационалистами по сценарию расстреливает из автоматического оружия в аэропорту пассажиров, сотрудников МВД и ФСБ. Американский издатель Activision и российский издатель «1С» предусмотрительно заблокировали эту миссию в российском релизе, однако в консольной версии спорный эпизод был открыт для прохождения, и депутаты Госдумы РФ предложили внести игру в федеральный список экстремистских материалов за пропаганду насилия и экстремизма.
В японском релизе название уровня было переведено с ошибкой и получило смысл «Убейте их всех: они русские», что вызвало скандал, и в Японии миссия также была заблокирована. Аналогичной цензуре игра подверглась и в Германии.
Слишком много реализма
Если на заре развития компьютерных игр разработчики не стремились к реализму и больше внимания уделялось самому игровому процессу и новаторским идеям, то в современной игровой индустрии во главе угла технологии визуализации и реализм. Игры перестают быть «игрушечными» и все больше становятся симуляторами реальной жизни.
В этих условиях убийства, насилие, секс, противоправное поведение в играх вызывают все большее беспокойство у различных общественных групп. И если возможности попробовать себя в качестве террориста в реальной жизни невелики, то повторение аморального и криминального поведения в бытовых условиях на основе игровых механик кажется куда более вероятным.
Одним из наиболее громких скандалов, связанных с этой тенденцией, стал запрет продажи игры «Grand Theft Auto V» в двух крупнейших торговых сетях Target и Kmart в Австралии в результате петиции девушек, задействованных в секс-индустрии, которых поддержало более 50 тыс. женщин из Австралии, США и ЕС.
Дело в том, что в слишком реалистичном мире сверхпопулярной GTA V герой может воспользоваться услугами женщины легкого поведения, а потом убить ее битой или топором и забрать деньги обратно. Подписавших петицию обеспокоил тот факт, что игра закрепляет в сознании мужской аудитории «убийство женщин ради собственного развлечения» и проституток как наиболее подходящий объект для вымещения своей злобы.
Компания — разработчик игры Take-Two Interactive высказала противоположную точку зрения, что GTA V раскрывает проблемы общества в творческом выражении и торговые сети и критики не могут навязывать свою цензуру миллионам игроков по всему миру.
Осознание и оценка опыта, полученного в симуляторе, во многом зависят от окружения — семьи, близких и друзей индивида, и симулятор позволяет получить этот опыт, не нанося реальный вред обществу. Однако это в теории.
Серия GTA не первый раз становится участником скандала. Прошлый случай произошел в 2005 году и был связан с «Hot Coffee mod» для «Grand Theft Auto: San Andreas», который открывал мини-игру, в ходе которой игрок получал возможность управлять главным героем во время полового акта. Издатель попытался обвинить в создании мода для PC хакеров, однако затем следы соответствующей игровой механики были обнаружены и в консольных версиях для Play Station 2 и Xbox, после чего мини-игра была заблокирована.
Источник насилия
Первые попытки введения цензуры в компьютерных играх относятся к тому времени, когда ни о каком реализме еще и речи не было. Однако именно это помогло индустрии пережить период, когда компьютерные игры связывались с всплеском насилия, и выработать к этому определенный иммунитет в обществе.
Одним из самых ужасных резонансных событий, связанных с насилием в компьютерных играх, стало массовое убийство в школе Колумбайн в апреле 1999 года в штате Колорадо, когда двое подростков совершили нападение на одноклассников и учителей с применением огнестрельного оружия и самодельных взрывных устройств и ранили 37 человек, 13 из которых погибли.
Подробности подготовки и совершения преступления стали известны благодаря интернет-странице одного из школьников, на которой он сперва размещал карты к популярному шутеру «Doom», а затем размещал материалы по изготовлению взрывчатки и различным методам причинения вреда людям.
В ходе исследований было установлено, что причиной трагедии стали не компьютерные игры, а недостаточные меры безопасности в школах и контроль доступа к оружию.
Еще одной игрой, точнее, серией игр, подвергшейся цензуре, стали первые файтинги «Mortal Combat» и, в частности, добивание противников по окончании драки — Fatality, которое осуществлялось изощренными способами, с особой жестокостью, и было чуть ли не самой притягательной частью игры. В результате цензуры кровь в игре стала зеленой, а сцены кровавого добивания отображались в оттенках серого. Впоследствии цензура в «Mortal Combat» была отменена.
В той или иной степени цензура в компьютерных играх неизбежна. Это процесс осмысления, который помогает выработать социально приемлемые для общества «правила игры». При этом игровая индустрия — это еще и огромный бизнес, поэтому наверняка не обойдется и без «двойных стандартов».