14 мая 2015 года Марку Цукербергу исполнился 31 год. Так совпало, что в 16.30 по тихоокеанскому времени (в 2.30 утра 15 мая 2015 года по московскому времени) в этот день он провел свою очередную сессию вопросов и ответов.
Чтобы сразу закрыть выбивающийся из повестки дня вопрос, Цукерберг начал сессию с открытия украинского офиса компании. С первых слов стало ясно, что эта тема едва ли имеет для Facebook существенное значение. Несмотря на старания патриотически настроенных украинских пользователей, которые заполнили своими комментариями аккаунт Марка Цукерберга, и личную просьбу президента Украины Петра Порошенко в Twitter, попытка «сходить до батюшки царя» в интернете оказалась неудачной.
Для CEO Facebook, который мыслит глобальными категориями и воспринимает всю Европу как сложный регион с множеством небольших стран со своими разрозненными законами и локальными проблемами, мешающими ей создать единый цифровой рынок, просьба оказалось непонятной.
Марк Цукерберг объяснил, что в Facebook есть единые для всего мира правила. Социальная сеть против hate speech (слов ненависти) в адрес «русских ребят» в любом проявлении; причина удаления поста с фотографией маленькой девочки с орденом отца, погибшего в Донбассе, именно hate speech, а не «демонстрация обнаженного тела» (это был глюк Facebook, не более);
русские никак не могут модерировать украинские посты — это делает единый европейский офис в Дублине, где есть русскоговорящие специалисты.
Технологические и маркетинговые офисы открываются исходя из соображений командной работы хороших специалистов, и далеко не в каждой стране мира они есть. Может быть, когда-нибудь украинский офис и будет открыт. Цукерберг поблагодарил украинских пользователей и президента за проявленный интерес.
Как прокомментировал «Газете.Ru» эксперт, непосредственно знакомый с темой: «Вопросы открытия офиса связаны в первую очередь с режимом регулирования, налогообложения и удобства работы с юридическими лицами. Модерация же никак не связана с непосредственным офисом: она выполняется полуавтоматически, часто внешними сотрудниками.
Facebook не раз попадала под критику групп с диаметрально противоположными политическими взглядами за ошибки или некачественную модерацию, однако, учитывая объемы соцсети и количество публикаций (миллиарды и сотни миллиардов), поддержание качественной модерации — очень нетривиальная задача».
Дальнейшие вопросы, видимо, благодаря отличной работе команды, готовившей сессию вопросов и ответов, шли в таком порядке и касались таких тем, чтобы в форме живого диалога затронуть все волнующие социальную сеть глобальные вопросы и сообщить аудитории мнение Facebook на сей счет.
Изредка их разбавляли дежурными вопросами про серую майку (которую Марк собирается носить лет до восьмидесяти, так как не хочет тратить энергию на решение мелких вопросов типа «что надеть», а хочет посвятить себя задаче сделать мир лучше) и празднование дня рождения, который филантроп-социопат Цукерберг, кстати, хочет провести вдали от людей.
Марк с ужасом вспомнил набитую шариками переговорку на свое 30-летие.
За этот год Facebook претерпела множество нововведений, но можно выделить четыре основных. Немногим больше года назад Марк Цукерберг с коллегами уловили тренд в области интереса пользователей к мессенджерам и буквально «вскочили в последний вагон уходящего поезда», купив WhatsApp за $19 млрд. По крайней мере, такая сумма была объявлена общественности, и это вывело тему мессенджеров в топы обсуждений во всем мире.
Основное преимущество мессенджеров CEO Facebook видит в том, что это удобнее SMS и бесплатно, позволяет удобно общаться с группами пользователей, а голос передается по интернет-каналам, что позволяет повысить качество звука.
Цукерберг проявил изрядное здравомыслие и не стал сливать WhatsApp и Facebook, что было бы ошибкой, при этом он вложился в разработку собственного мессенджера, который получил домен messenger.com. Коммуникационный сервис от Facebook вобрал в себя все передовые разработки в этой области.
Однако начал сессию вопросов и ответов директор Facebook с Oculus, виртуальной и дополненной реальности. Он пообещал нашумевшие очки уже к первому кварталу 2016 года, а продукт в виде обычных солнечных очков, 3D-игры с полным погружением и возможность выложить фото любого размера «в пространстве» перед друзьями — уже лет через семь-десять.
Вторым важным нововведением для Facebook стало внедрение видеосервиса, что не только дало новую функциональность для пользователей социальной сети и позволило оттягивать все больше внимания аудитории от YouTube с каждым днем, не выпуская пользователей из сети, но и открыло богатые возможности для рекламодателей.
Совсем недавним нововведением для западных пользователей стала трансляция новостей крупнейших СМИ прямо в ленту Facebook. По сути, это еще один шаг к тому, чтобы «запереть» пользователей внутри социальной сети и удерживать их внимание как можно дольше.
Аудитории нет необходимости переходить на новостные порталы, чтобы получить профессиональное освещение важнейших событий: читатели могут сравнивать точку зрения профессиональных журналистов с мнением блогеров прямо в ленте.
Объяснил это Цукерберг тем, что его бесит, что после клика на заинтересовавший новостной заголовок приходится ждать 10 и более секунд загрузки стороннего сайта, поэтому Facebook с партнерами решили выкладывать материалы на серверы социальной сети, чтобы улучшить пользовательский опыт.
И конечно, самым важным благотворительным начинанием сейчас и прибыльным вложением в долгосрочной перспективе стал проект internet.org. Facebook привлекла в сеть «золотой миллиард», и ожидать дальнейшего бурного роста аудитории не приходится в силу демографических причин, а беднейшие страны Африки и Юго-Восточной Азии — самые перспективные по этому показателю регионы в будущем. Если Facebook станет для их населения первым окном в интернет, то надолго обеспечит себе поступательный рост количества пользователей.
Вопрос по этой теме был задан из Индии, где доступ в интернет также оставляет желать лучшего. Цукерберг говорит о том, что в мире приемлемый доступ в интернет имеют 2,6–2,9 млрд человек из 7 млрд. Проект Internet.org должен дать им бесплатный доступ к текстовым ресурсам глобальной сети (библиотеки, обучение, поиск работы и, конечно, Facebook), как к телефону службы спасения.
Важно это вложение именно сейчас еще и потому, что если это не сделает Facebook, то его место займут конкуренты (Google, Элон Маск и др.). Как показывает опыт Китая, имея миллиард аудитории, сервис легко может выйти с национального рынка и составить конкуренцию на международном. За примером далеко ходить не надо: Alibaba, WeChat и другие китайские компании.
Еще одним важным благотворительным проектом является Facebook Safety Check, который сильно помог родственникам находить друг друга после землетрясения в Непале. Также Facebook помогла собрать более $16 млн на восстановление разрушений в этой стране.
Цукерберг подчеркивает, что социальная сеть — это платформа, которая позволяет организовывать людей по всему миру. По словам своего директора, Facebook не хочет сама заниматься благотворительностью или вкладывать в медтехнологии, как Google и Apple, но хочет развивать больше инструментов, чтобы организовывать людей и, например, помогать медицинским компаниям разрабатывать лекарства от рака. Таким образом, и в этом направлении Facebook вкладывает в социальные проекты, но и не забывает о будущих коммерческих перспективах.
Недаром любимой компьютерной игрой Марка в детстве была «Civilization», где он развивал технологии и делал так, чтобы народы не ссорились. Кстати, именно компьютерные игры и попытки создавать собственные сделали его программистом, и в этом Цукерберг видит потенциал для вовлечения детей в программирование.
Один из вопросов затронул острую для США и ЕС тему полового неравенства в ИТ. Цукерберг говорит, что и рад бы нанимать больше женщин и национальных меньшинств на работу, но система образования не производит их в таком количестве. У него работает специальная команда по поиску таких редких кадров, и их очень ценят в компании, так как они помогают сделать Facebook лучше и понятнее для всего мира, но «отлично, если удается найти пять таких человек за год».
А вот вовлекать девочек и детей разных национальностей в изучение программирования и науки об обработке данных Марк считает правильным и нужным.
Последний вопрос коснулся бизнеса, и Цукерберг уверен, что каждая компания рано или поздно будет иметь страницу в социальной сети, которая станет таким же обязательным атрибутом, как корпоративный сайт. По его словам, страницы Facebook гораздо лучше адаптированы для мобильных устройств, при этом на них сразу же высвечиваются отзывы и оценки друзей потенциального клиента, что выводит восприятие компании и бренда совсем на иной уровень.