Самый знаменитый российский интернет-предприниматель Павел Дуров в интервью изданию TechCrunch заявил, что месячная аудитория сервиса Telegram составила 62 млн, а количество ежедневно отправляемых через Telegram сообщений достигло 2 млрд.
По мнению самого Дурова, это отличные показатели, ранее сервису потребовалось девять месяцев, чтобы увеличить свою аудиторию на 15 млн (с марта по декабрь 2014 года). За последние же пять месяцев рост пользовательской базы составил 12 млн.
Отметим, что другие сервисы мгновенных сообщений показывают еще более впечатляющий рост. Так, WhatsApp, купленный компанией Facebook весной 2014 за 19 млрд, нарастил за минувший год абонентскую базу с 450 млн до фантастических 800 млн.
Количество активных пользователей Viber за три последних месяца 2014 года увеличилось на 15% и к февралю 2015-го достигло 236 млн человек. Всего же в Viber зарегистрировано 516 млн пользователей.
Удивительно здесь то, что во время взрывного роста социальных сетей многие эксперты прочили скорую смерть сервисам мгновенных сообщений. Аргументация была такова: все пользователи со временем перейдут на внутренние мессенджеры социальных сетей.
Не секрет, что мессенджеры существовали задолго до социальных сетей. Например, ICQ, или «аська», дожившая до наших дней и довольно успешно развивающаяся сейчас под крылом Mail.Ru Group, появилась в конце 1996 года, а разработка открытого протокола Jabber (сейчас — XMPP), на котором работает WhatsApp, началась еще в 1998 году. Однако с развитием социальных сетей об ICQ на время подзабыли. На Jabber работало много клиентов, но по-настоящему популярным стал только появившийся в 2009 году WhatsApp.
Своим ренессансом cервисы мгновенных сообщений обязаны в первую очередь появлению смартфонов и широкополосного мобильного доступа в интернет. Можно сказать, что выход первого iPhone стал вехой начала новой эры мессенджеров.
Если старые приложения идеально подходили под условия работы на десктопах в условиях медленного доступа в интернет, то новые мессенджеры так же органично вписались в размеры экранов смартфонов, идеально подошли под тач-интерфейсы и расширили функции стандартных SMS. Кроме того, мобильный интернет и сенсорные экраны сделали интернет доступным и понятным более широкой аудитории, и мессенджеры получили еще больше новых пользователей.
При этом сами социальные сети, как ни странно, оказались в роли догоняющих и были вынуждены прибегнуть к практике приобретений успешных новых проектов, чтобы не потерять свой рынок.
Здесь сыграл свою роль и психологический аспект. Психика человека устроена так, что нам гораздо проще ассоциировать одно наименование с каким-то одним простым и понятным продуктом или услугой. Facebook — лента друзей, Twitter — статусы, а Вася Петров — сантехник. Сантехник-стоматолог не вызывает понимания и доверия, хотя он может быть хорошим и сантехником, и виртуозным стоматологом. Именно поэтому Марк Цукерберг не стал сливать WhatsApp с интерфейсом Facebook, и даже мессенджер Facebook получил отдельный домен messenger.com, хотя он вряд ли станет лидером на этом рынке.
Еще одной немаловажной причиной четкого разделения мессенджеров и социальных сетей в сознании аудитории является кардинальное отличие поведения пользователя в этих двух средах.
Социальные сети изменили поведение аудитории интернета на 180 градусов. Если пользователи «до социальных сетей» быстро усваивали урок, что в сети необходимо оставлять как можно меньше данных о себе, по возможности соблюдать полную анонимность, то «пользователям социальных сетей» прививается публичное поведение и привычка все выставлять напоказ.
Успешный современный человек — это отчасти и успешный блогер: посетил интересное место — чекин и селфи, встретил знаменитость — статус, взял в руки новинку в магазине – быстрый firstlook в сеть, примерил туфли из новой коллекции — фотосессия. Функция гео-позиционирования отслеживает перемещения и отмечает фешенебельные клубы и европейские города на карте автоматически. Да, такое поведение может вызывать иронические комментарии и насмешки, но оно же и привлекает всеобщее внимание и становится инструментом самопрезентации.
При этом каждому необходим свой приватный уголок. Если социальная сеть — это все напоказ, то мессенджер — это «место», где можно быть самим собой, поделиться чем-то секретным или интимным. Более того, у пользователей возникает потребность надежной защиты этой области своей жизни, которую нельзя доверить социальным сетям, пропагандирующим совсем другую модель поведения. Общий информационный фон последних двух лет — откровения Эдварда Сноудена о слежке спецслужб в интернете, интимные фото знаменитостей, попавшие в сеть, — сформировали запрос не просто на приватное, но даже на сверхприватное общение. Отсюда и успех Telegram, и появление других защищенных мессенджеров.
Так, 13 мая компания BitTorrent, создавшая и поддерживающая знаменитый одноименный протокол обмена данными BitTorrent, представила свой защищенный мессенджер Bleep для Windows, Mac OS X и всех основных мобильных платформ.
Bleep предназначен для обмена сообщениями и фотографиями и совершения голосовых звонков в зашифрованном виде. Особенность Bleep — работа в пиринговой сети, то есть без центрального сервера (на котором хранится переписка) и поддержка end-to-end-шифрования между абонентами. Пользователи Bleep могут зарегистрироваться при помощи адреса электронной почты, номера мобильного телефона либо общаться полностью анонимно.
Также разработчики добавили функцию Whisper для обеспечения защиты переписки на самих устройствах. При включении режима Whisper время «жизни» сообщений составляет 25 секунд, затем они безвозвратно удаляются.
С ростом производительности смартфонов, дальнейшим проникновением быстрого мобильного интернета и развитием инфраструктуры сами мессенджеры продолжают усложняться и обрастать новыми функциями: от банальных наклеек и мобильных игр, которые, кстати, приносят им хороший доход, до рекомендательных сервисов на основе гео-информации и семантического анализа разговоров и мобильных платежей через сообщения. Зачастую мессенджеры, например «паблик чаты» Viber, начинают выполнять функцию каналов массовой коммуникации. Для традиционных СМИ эти каналы приобретают такое же важное значение, как и социальные сети. Брендам публичные аккаунты позволяют установить тесную коммуникацию со своей ядровой аудиторией.
Таким образом, мессенджеры становятся следующим «большим интернет-трендом». И хотя они вряд ли смогут полностью заменить «стену» социальной сети, часть пользовательского внимания и времени, проводимого в интернете, они на себя перетянут.
Глава представительства Viber в России Евгений Рощупкин уверен, что будущее за частными сетями и личным общением: «Люди все меньше и меньше заинтересованы в том, чтобы рассказывать о себе широкой аудитории, а ищут более личное и персональное общение. Мы видим рост популярности приложений, предлагающий возможности общения один-на-один. И нам кажется, что будущее именно за личным общением в небольших группах и коллективах».
Мессенджеры уже сейчас начинают интегрировать сторонние сервисы для того, чтобы в будущем пользователи могли обмениваться информацией о своих предпочтениях и интересах, делиться информацией о заказе билетов, поездках на такси прямо через личные сообщения или общение в группах благодаря открытому API.
«Сервисы мгновенных сообщений могут стать для пользователя социальной платформой с множеством функций. Например, не выходя из приложения, можно играть, читать новости, а не только общаться и звонить друзьям. Те же «паблик чаты» за полгода суммарно уже набрали более 3 млн подписчиков. Свои чаты открыли такие издания, как Rolling Stone, Hello, TimeOut. Большой популярностью пользуется чат резидентов Comedy Club», — говорит Рощупкин.