Покупка Alcatel-Lucent — самая крупная сделка по купле-продаже для Nokia. Приобретение одного из своих главных конкурентов обойдется финской компании в $16,6 млрд. Это в два с лишним раза больше того, что получили финны за продажу Microsoft подразделения, занимающегося телефонами и смартфонами. Оплата будет произведена акциями компаний, и за каждую ценную бумагу Alcatel-Lucent инвесторы получат 0,55 ценной бумаги Nokia. Завершится сделка в первой половине 2016 года.
Французский бренд в результате слияния и реструктуризации использоваться единым телекоммуникационным гигантом не будет: вся деятельность обновившейся компании будет происходить под именем Nokia.
Сохранится лишь название Alcatel-Lucent's Bell Labs — исследовательского центра, который в 1880 году основал изобретатель телефонной связи Александр Белл.
В ближайшей перспективе у объединенной корпорации — тестирование и вывод сетей связи 5G. Но, конечно, не ради развития сетей эта сделка совершается: приобретение французского конкурента позволит финской компании на равных конкурировать с такими телекоммуникационными гигантами, как шведская Ericsson и китайская Huawei.
Однако так ли это приобретение необходимо Nokia? После продажи смартфонного подразделения ее дела шли в гору: графа «прибыль» в квартальных отчетах радовала инвесторов, телекоммуникационные продукты и картографические сервисы успешно продавались, патентные отчисления пополняли счета компании, а китайские партнеры заключали соглашение на использование бренда «Nokia» в своих продуктах, в частности в планшете N1. С подобным же расширением компании нужно будет в первую очередь справиться самой и решить, чем теперь уже по-настоящему телеком-гигант будет заниматься, а самое главное — как он будет двигаться дальше. Ведь очевидно, что с таким «пополнением» компании нужно будет пересмотреть свои интересы на рынке.
В частности, вместе со слухами, предшествовавшими официальному объявлению о сделке с Alcatel-Lucent, в сети также появилась информация, что Nokia может продать свой картографический сервис Here.
В числе покупателей подразделения назывался даже Uber — сервис такси, которому, как никому другому, нужна качественная картография. О том, что сервис Here может быть продан, сообщила и сама Nokia в пресс-релизе, посвященном сделке. Однако продажа еще точно не оговорена, и компания будет рассматривать плюсы и минусы подобного решения, уточняет Nokia в официальном сообщении.
Сейчас картография от Nokia считается одной из лучших — карты для своих навигационных систем у финской корпорации закупают как автопроизводители (BMW, Nissan), так и отдельные производители навигаторов, среди которых значится и широко известная Garmin.
Вполне возможно, что продажа картографического подразделения станет вынужденным шагом, позволяющим удержать на плаву разросшуюся компанию, которую после объединения ждет череда сокращений и реструктуризаций. Компания планирует полностью избавиться от дублирований внутри себя только к 2019 году — до этого момента процесс слияния нельзя будет считать завершившимся.
Кроме того, до конца неясно, как именно повлияет данная сделка на позиции компании на рынке телекоммуникационного оборудования. У обеих компаний есть различные контракты с операторами, но предсказать, как дальше будет строиться сотрудничество с ними у Nokia + Alcatel-Lucent, невозможно.
Ведь очевидно, что рынок оборудования начнет делиться по-новому.
Объединение двух компаний в одну не значит, что также произойдет и объединение двух их клиентских баз в одну: какие-то партнеры могут отказаться от продолжения сотрудничества и придут к Huawei или Ericsson, с которыми финская компания борется.
C другой стороны, о необходимости слияния для эффективной конкуренции с Huawei и Ericsson эксперты говорили давно. Ресурсов и мощностей для равнозначного присутствия на рынке ни у Nokia, ни у Alcatel-Lucent по отдельности не было. Кроме того, выход одного из игроков позволит поделить рынок операторского оборудования между тремя, а не четырьмя компаниями, и с этой точки зрения новое приобретение Nokia может быть проработанным шагом, который одновременно и расширит ресурсы компании, и устранит одного из конкурентов.
«На рынке B2C моду задает Apple, а цены определяют корейские и китайские производители. Оказалось, что массовому потребителю необязательно нужен телефон от Sony или Siemens, если не хочется тратиться на Apple», — комментирует Леонид Делицын, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» — «Вполне достаточны корейские и китайские модели. Поскольку конкурировать по издержкам с китайскими производителями эти компании не могут, смысл для них в работе на B2C рынке пропал. Кстати, ранее европейские и японские бренды аналогично покинули производство ноутбуков».
«Мобильные операторы будут покупать то же оборудование Alcatel-Lucent, что и раньше, но ресурсы Nokia позволят этим компаниям противостоять натиску Huawei», — говорит Делицын – «Дело в том, что китайские производители освоили не только ширпотреб, но и – что считается более сложным – производство телекоммуникационного оборудования. Nokia рассчитывает на эффект масштаба. Она сможет взяться за любые заказы, включая интеграцию, государственные и оборонные проекты. Продажи объединенной компании составят 35% рынка, а доля Huawei — 20%».
«Хоть зарплата китайского специалиста может быть ниже, чем зарплата американского или французского, над выполнением оборонного заказа в США или Европе китайский специалист все равно работать не сможет».
«Данная сделка — вполне логичный шаг в рамках конкуренции с китайскими производителями», — комментирует Сергей Жучков, директор по работе с операторами связи компании «КРОК» – «Мы и дальше будем наблюдать, как сливаются и укрупняются игроки на телекоммуникационном рынке. У объединенной компании существуют преимущества по работе с Западом, на который китайские производители сегодня не допущены, и это преимущество станет для них источником ресурсов для экспансии на развивающемся рынке. B2C рынок для объединенных Nokia и Alcatel-Lucent становится непрофильным. и, скорее всего, будет продан».
«Выгода от объединения двух компаний будет достигаться, в том числе, за счет соединения ресурсов R&D (научно-исследовательские разработки). Современная телеком отрасль нуждается в прорывных решениях в области передачи и обработки трафика», — говорит Жучков – «Объемы передаваемого трафика продолжают увеличиваться экспоненциально и это сопровождается ростом сетей. Разрыв между инвестициями в сети и доходами от них увеличивается. Мы продолжаем наблюдать снижение эффективности вложений операторов в пересчете на один мегабайт передаваемого трафика. У объединенной компании будет значительно больше возможностей для концентрации усилий по разработке и выводу новых решений, отвечающих на этот вызов. А рынку нужно снижение стоимости передаваемого трафика, потребляемой энергии на мегабайт трафика, и занимаемой площади».
И также пока неизвестно, как будет работать Nokia на рынке гаджетов: специально созданное для этого подразделение Nokia Technologies объявило о том, что будет работать с китайскими (в большинстве своем) партнерами, которые будут разрабатывать устройства под финским брендом. Переориентация на рынок телекоммуникационного оборудования может похоронить планы главы Nokia Technologies Рамзи Хайдамуса по превращению Nokia в компанию — продавца лицензий.
Очевидно, что для управления разросшейся практически вдвое корпорацией необходим максимально грамотный менеджмент. Любая ошибка руководства компании может привести к падению доходов компании. Выправить ситуацию будет еще сложнее, чем в прошлый раз. Возможно, теперь продажей убыточного подразделения дело уже не обойдется.