Apple является самой дорогой компанией в мире: по состоянию на февраль 2015 года ее капитализация составляет $774,5 млрд при цене за акцию больше $132. Доход компании за 2014 календарный год, по данным финансовой отчетности, составил почти $200 млрд, а количество проданных устройств — около 192,7 млн. При этом выручка от продажи программного обеспечения, услуг и контента, в том числе и через подвергшийся атаке патентных троллей iTunes, составила чуть меньше $18,5 млрд.
Что же касается истца, компании SmartFlash LLC, то о ней известно немного. Компания владеет некой технологией SmartFlash, которая, согласно ее сайту, используется в смартфонах, игровых приставках, нетбуках, магазинах приложений, Smart TV и т.д. Некий визионер, изобретатель технологии Патрик Рац в конце 90-х годов прошлого столетия, когда сотовые телефоны использовались только для того, чтобы звонить, предсказал развитие цифровой дистрибуции, включая управление цифровыми правами (DRM), системы оплаты контента и его безопасной доставки и хранения. Техасская компания зарегистрировала несколько патентов по этой теме и с тех пор никак не использовала свою интеллектуальную собственность вплоть до 2013 года, когда был подан иск к Apple и еще трем компаниям.
Ущерб своим правам SmartFlash LLC оценила в $852 млн, и хоть суд удовлетворил иск только в размере $532,9 млн, это все равно колоссальная сумма, заметная даже для такого гиганта, как Apple.
Кто такие «патентные тролли»?
Бизнес «патентных троллей» строится на несовершенствах законодательства. Основу такой компании составляют юристы, которые выискивают уязвимые места в патентах крупных компаний и производителей, а также владельцев других патентов, которые потенциально могут быть нарушены, договариваются с ними и потом через суд взыскивают с ответчиков компенсации за нарушение патентов.
Патентная система несовершенна. С одной стороны, она защищает права изобретателей, дает им возможность заработать на своем изобретении и тем самым поощряет инновации. Дело в том, что зачастую изобретатели не способны превратить свои инновации в бизнес, а для венчурных инвесторов вложения в прорывные технологии и так являются очень рискованными. Без патентной системы не было бы многих ведущих мировых компаний, включая, наверное, и саму Apple.
С другой стороны, патенты превращают многих изобретателей в «собаку на сене», ограничивают конкуренцию и мешают развитию новых инновационных проектов. Приходится искать обходные пути и пытаться найти вариант изменения запатентованного решения таким образом, чтобы новый вариант не подпадал под действие патентов. Но даже в этом случае никогда нельзя быть уверенным, что тебя не засудят.
Еще одним сложным моментом является вопрос определения первенства в том или ином изобретении. Назревшие идеи могут прийти в голову одновременно нескольким людям. Специалисты, которые пристально следят за развитием технологий, одновременно могут предсказать будущие тенденции, причем в разных регионах мира. Существуют разные аспекты определения первенства по первым упоминаниям и публикациям, и доказать первенство довольно трудно. Также нужно быть готовым к тому, что твоя технология и твой продукт будут развиваться. Поэтому используются оборонительные патентные тактики, когда патенты регистрируются еще до создания продукта, а также с прицелом на далекое будущее.
И вот тут-то на сцену выходят «патентные тролли». Несомненно, соблазн неожиданно получить очень большую сумму денег от изобретения, которое так и не превратилось в бизнес или вообще осталось в мечтах и на бумаге, очень велик. Патентный поиск — это огромная проблема для юристов успешных корпораций, ведь предусмотреть все в океане патентов, зарегистрированных в разных частях света, и получить упреждающие согласия на использование изобретений очень непросто.
Задача троллей куда менее масштабна: найти слабое место, уговорить держателя «перспективного» патента подать иск и методично гнуть свою линию в суде в течение нескольких лет.
Конечно, тролли выигрывают лишь небольшой процент дел, а корпорации защищаются яростно и даже могут контратаковать, уничтожить спорный патент и даже взыскать существенные суммы компенсаций с самого «патентного тролля». Поэтому таким юристам приходится инициировать большое количество дел и терзать множество компаний. Но награда окупает все сторицей.
Как гиганты борются с троллями?
Конечно, существующая ситуация не устраивает IТ-гигантов. Если в других отраслях инновации более сложны в разработке, то в интернете, где многие разработки лежат в нематериальной области, например касаются интерфейсов, юзабилити и способов передачи и хранения данных, «патентные тролли» уже просто переполнили чашу терпения. Apple, Google, Microsoft и другие крупные компании подвергаются нападкам чуть ли не по каждому своему новому продукту, по каждой функции, по каждому сервису.
В 2012 году дело сдвинулось с мертвой точки. Патентное ведомство США было подвергнуто большой критике, генеральный патентный судья лишился своей должности, а сенат принял Американский инвестиционный акт. Этот документ не решил проблему полностью, но дал компаниям важное оружие в деле защиты от троллей — право привлекать в процесс третью сторону.
Дело в том, что до этого момента разбирательство касалось только истца и ответчиков и они могли ссылаться только на свои собственные патенты, однако после принятия акта у компаний появилась возможность объединяться против тролля. То есть жертва тролля смогла защищаться патентами другой дружественной компании, которые учитывают слабые места, атакуемые троллем.
Так, большой позитивный резонанс получил суд Apple и Google против другого известного «патентного тролля», Jongerius Panoramic Technologies LLC, который пытался реализовать свой патент на интерфейсные решения в области панорамного отображения улиц и зданий в сервисах электронных карт и навигации. Объединение патентов двух гигантов дало возможность отклонить иски тролля, признать решения, описанные в его патентах, «очевидными» и «не новыми», а также зафиксировать, что истец не ведет никакой деятельности, кроме юридической.
Однако самим компаниям-лидерам, которые добиваются изменения ситуации с патентами, тоже придется пересмотреть свое поведение. Ведь они тоже очень часто ведут себя как «патентные тролли», действуя как против маленьких инновационных компаний, ограничивая таким образом развитие инноваций, так и против своих конкурентов на международном рынке. Достаточно вспомнить нашумевший суд Apple против Samsung из-за формы iPhone и Galaxy S3. Форму iPhone также можно назвать «очевидной» и «не новой», однако это не помешало ограничить продажи продукции южнокорейской компании в США и взыскать с нее $1 млрд.
Поиск лучшего решения проблемы «патентных троллей» — дело весьма не простое и не быстрое. Однако решение, несомненно, будет найдено, и это поможет развитию инноваций.
По словам аналитика инвестиционной компании «ФИНАМ» Леонида Делицына, практика патентных споров в США имеет очень давние традиции. Так, например, до сих пор оспаривается авторство Александра Белла в изобретении телефона.
«США не только мировой лидер в области науки и изобретательства, но и страна, вырастившая целую армию юристов, а «патентный троллинг» превратился там в высокодоходный многомиллиардный бизнес. Компании, которые этим занимаются, имеют в своем штате первоклассных юристов и высококвалифицированных инженеров, которые анализируют деятельность крупных платежеспособных компаний и выбирают для покупки наиболее перспективные патенты, которые можно будет использовать впоследствии при переговорах или судебном иске.
С одной стороны, «патентный троллинг» — это, безусловно, препятствие для развития IT-индустрии, с другой — часть вполне рабочей экосистемы, в которую входят и изобретатели-одиночки, и стартапы, и научные центры с университетами, и гиганты типа Apple.
В целом эта система работает, более того, столь тщательное соблюдение патентных и авторских прав стимулирует не только «патентный троллинг», но и научно-технический процесс. Небольшой стартап, придумав и запатентовав технологию, может быть уверен, что его права и интересы не будут проигнорированы огромной транснациональной корпорацией», — считает Делицын.