Буквально за один месяц Uber попадал в центр внимания СМИ как минимум трижды. Точкой отсчета можно считать 21 октября, когда французский офис компании запустил промоакцию, по сравнению с которой рубашка Мэттью Тейлора — детский сад. Буквально через несколько часов после анонса в Uber поняли, что перегнули палку, и удалили сообщение из своего блога.
Акция заключалась в привлечении к продвижению стартапа девушек, но не просто девушек, а водителей, и непросто девушек-водителей, а полуголых девушек-водителей.
Для этого Uber заключил соглашение с сервисом эскорт-услуг Avions de Chasse, и представительницы этого сервиса становились водителями Uber в отдельно взятом городе Лион. Чтобы иметь возможность воспользоваться данной услугой, пользователю достаточно было вбить в приложение промокод UBERAVIONS и ждать, пока за ним заедет фотомодель.
Но все же это цветочки. По-настоящему бросил вызов обществу стартап на этой неделе, когда обнаружилось, что у сотрудников Uber есть «Режим Бога» — в буквальном смысле режим под названием «God View», который позволяет работникам компании отслеживать местоположение любого пользователя сервиса. Это выяснила репортер портала BuzzFeed Джоана Буйэн, за перемещениями которой следил лично глава нью-йоркского офиса Uber Джош Морер, когда она ехала к нему на интервью.
Существование «Режима Бога» подтвердили репортеру и экс-сотрудники Uber.
Кроме того, редактор San Francisco Magazine Эллен Кашинг заявила, что менеджеры Uber ей угрожали тем, что будут использовать информацию о ее перемещениях не по назначению. Сам же режим God View предназначается, если верить пользовательскому соглашению, для неких «законных деловых целей». На страницах портала Mashable объясняется, что под такой формулировкой скрывается доступ к информации для разрешения каких-либо конфликтных ситуаций между клиентом и Uber и устранения неполадок.
Все это происходит на фоне скандалов, в которых замешан лично вице-президент Uber Эмиль Майкл. На закрытом мероприятии он заявил, что готов выделить $1 млн на то, чтобы нанять сыщиков, которые бы занимались поиском компромата на журналистов, которые пишут про Uber в негативном ключе.
Впоследствии ему пришлось извиняться и давать объяснения — мол, это была лишь фигура речи, и в действительности никто этим заниматься не будет.
Любопытно, что мысль об «охоте на журналистов» поддержал один из инвесторов Uber, популярный голливудский актер Эштон Кутчер. Он написал целую серию публикаций на эту тему в своем аккаунте в Twitter.
«Я лишь хочу, чтобы по отношению к журналистам применялись те же стандарты, что и по отношению к публичным персонам», — указал Кутчер в одном из сообщений.
Впрочем, Uber не только оказывался в центре скандалов, но и становился инноватором. Так, такси-сервис объявил в понедельник, что начинает сотрудничество с музыкальным сервисом Spotify и теперь все клиенты Uber смогут управлять во время движения музыкой в поданной машине со своего смартфона.
В Индии Uber и вовсе хочет совершить революцию и вытеснить своим сервисом доступных такси Uber GO ни много ни мало моторикш — полноправных королей индийских дорог. Для этого во всех десяти индийских городах, в которых представлен сервис, будут задействованы бюджетные автомобили Suzuki и Tata. В компании надеются, что смогут предложить более выгодные условия, чем рикши.
Как бы то ни было, все эти явления вызывают колоссальный отклик в СМИ, и благодаря всем этим скандалам и вызовам обществу про Uber узнает все больше людей.
По мнению PR-директора венчурного фонда Runa Capital Лилианы Пертенавы, сложившаяся ситуация является кризисной для Uber и напоминает о классической дилемме стартапов: быстрый рост бизнеса и при этом еще не сложившаяся корпоративная культура и этика.
«Здесь требуется серьезная внутренняя работа с менеджментом. В бизнесе Uber публичный имидж играет важную роль, компания борется с большим количеством конкурентов. Негативное поведение управленцев высшего звена и разрыв отношений с сообществом могут сыграть в дальнейшем очень злую шутку. Тем не менее любой кризис — это возможности. На волне повышенного внимания, при грамотной стратегии коммуникаций Uber может снова добиться обожания публики», — говорит Пертенава.