Гендиректор Apple Тим Кук принял участие в сессии вопросов и ответов на организованной Wall Street Journal конференции WSJD, в рамках которой ответил на многие вопросы о настоящем и будущем компании. Беседа коснулась как старых гаджетов, например плеера iPod Classic, продавать который компания тихо прекратила в сентябре, так и последних разработок Apple, например платежной системы Apple Pay.
В частности, Кук заявил, что более миллиона банковских карт было активировано на новом сервисе Apple Pay в течение 72 часов после его запуска на прошлой неделе. Это делает Apple Pay крупнейшим предложением для мобильных платежей, рассказал он во время сессии вопросов и ответов в рамках конференции WSJD.
Кук заявил, что сообщения о том, что такие популярные американские ритейлеры, как Rite Aid и CVS, не принимали к оплате Apple Pay, привели к скандалу. Ни та ни другая компания не присоединялась к сети Apple Pay официально, однако на прошлой неделе некоторые покупатели выяснили, что они могли использовать Apple Pay в этих магазинах. Вскоре после этого ритейлеры отключили эту возможность.
Apple Pay будет успешным проектом в долгосрочной перспективе, уверен Кук. «Вы актуальны как розничный продавец, только если ваши клиенты вас любят, — отметил он. — Это первая и единственная система мобильных платежей, которая проста, надежна и безопасна».
Apple запустила свой платежный сервис 20 октября. С его помощью пользователи смогли покупать товары более чем в 220 тыс. магазинов, а также в приложениях с помощью iPhone новых моделей и отпечатков пальцев.
Apple подписала контракты с шестью крупнейшими компаниями, выпускающими около 83% кредитных карт в США, а договоры еще с 500 финансовыми организациями будут заключены в начале следующего года. Apple Pay работает и с тремя крупнейшими сетями банковских карт — Visa, MasterCard и American Express.
Впрочем, несмотря на весь потенциал новой платежной платформы, iPhone, скорее всего, будет составлять большую часть выручки и прибыли Apple в ближайшие три-пять лет, признает Тим Кук.
Кук подчеркнул, что кроме анонсированных в сентябре Apple Watch компания продолжает быть заинтересована в созданиях смарт-устройств для фитнеса и мониторинга состояния здоровья.
«Apple выпускает прекрасные продукты, которые делают жизнь людей более насыщенной. Мы не выпустим просто хороший продукт, мы выпустим его, только если он делает чью-то жизнь богаче», — заявил он, подчеркнув, что гаджеты для защиты здоровья — яркий пример таких устройств.
Отвечая на вопрос инвестора Карла Икана о том, что, возможно, Apple следует купить больше собственных акций, Кук коротко ответил: «Да, кое-какие деньги у нас есть».
В сентябре стоимость корпорации Apple составляла примерно $155 млрд в бумагах и наличными. Кук заявил, что компания выкупила акции на $17 млрд за последний квартал и $45 млрд — за весь финансовый год.
Выкуп акций — хорошее дело, но инвестиции в развитие бизнеса Apple важнее, подчеркнул Кук.
В ходе беседы предсказуемо упомянули и о критике Apple со стороны правоохранительных органов США: им не понравилось решение Apple шифровать данные на заблокированных iPhone.
«Если правоохранительные органы чего-то хотят, им надо пойти к пользователю и получить это. Делать это — не мое дело», —
отрезал гендиректор Apple. Компаниям лучше не «хранить ключи под ковриком», потому что уязвимости могут использовать и хакеры, добавил он.
Глава Apple также завуалированно уколол одного из главных конкурентов компании, Google, отметив, что Apple не следит за тем, что ищут пользователи и что они покупают, не читает их писем и не отслеживает настройки обогревателей у них дома.
«Мы не Большой Брат, — заверил Кук. — Оставим это остальным».
Cоздание и продажа различных устройств — это приоритетные направления для Apple, однако уже несколько лет подряд компания не может сделать революцию, как это было с iPhone или iPad, отмечают эксперты.
В этом году компания предприняла серьезную попытку, представив «умные» часы, хотя рынок для конкретно это устройства значительно уже, чем для других продуктов компании, рассказал «Газете.Ru» ведущий консультант аналитической компании J`son & Partners Consulting Сергей Золкин. В компании понимают, что на фоне замедления роста продаж устройств и отсутствия кардинально новых идей необходимо сделать упор на сервисы и удобство эксплуатации имеющихся устройств, повысив удовлетворение пользователей со стороны функций и сервисов, а не «железа», поясняет эксперт.
Apple Pay, которой по праву уделяется большое внимание со стороны пользователей и СМИ, стала очевидным рывком в этом направлении, отмечает он.
«В ближайшие годы, по нашим оценкам, компания Apple продолжит активно развивать Apple Pay и внедрять другие (менее заметные) сервисы, при этом делая упор на максимально быстрый охват рынка США и экспансию на стратегически важные для Apple рынки, —
прогнозирует Золкин. — Россия вряд ли находится в планах на ближайшее внедрение (в приоритете могут быть более развитые рынки), несмотря на то что оборот торговых операций по картам в магазинах и интернете в нашей стране, по оценкам J'son & Partners Consulting, по итогам 2013 года превысил 4 трлн руб., а по итогам 2014-го может составить порядка 5,9 трлн руб.».
Также немаловажным фактором является то, что крупный ритейл может препятствовать распространению Apple Pay (уже есть первые случаи в США), что может значительно замедлить развитие системы, подытожил он.