Информацию о том, что Microsoft намеревается приобрести шведскую студию по разработке игр, опубликовала американская Wall Street Journal. По словам источника, сумма сделки может превысить $2 млрд. Любопытно, что основатель Mojang Маркус Перссон ранее заявлял о невозможности внешних инвестиций и выступал против продажи компании крупным корпорациям.
Покупка игровой студии станет крупнейшим приобретением нового руководителя Microsoft Сатьи Наделлы. Между тем ранее Наделла заявлял, что игровое подразделение Xbox не является ключевым для компании. Однако сегмент игр, по словам главы Microsoft, позволит расширить влияние корпорации на рынках ПК и мобильных систем.
Сама игра чем-то похожа на конструктор «Лего»: в ней из блоков различного происхождения (земля, камень, дерево, трава и так далее) можно выстраивать свой собственный мир. Графика в «Minecraft» — на уровне игр 20-летней давности.
«Minecraft» доступна почти на всех возможных платформах: Windows, MacOS, Linux, Android и iOS. Для последних двух игра сделана в версии pocket edition. На мобильных ОС «Minecraft» входит в пятерку самых популярных платных игр.
«Minecraft» набрала большую популярность среди игроков именно благодаря своей простоте. Геймеры со всего мира хвастаются своими достижениями в строительстве в этой игре: как вам, например, гигантская статуя доктора Хауса из одноименного сериала? Или точная копия замка Хогвартс из фильмов о Гарри Поттере? И таких примеров народного творчества в игре огромное количество.
Cпециалисты считают, что предстоящая сделка — это покупка не столько игровой студии, сколько самого бренда Minecraft и аудитории поклонников игры.
Эксперт в области игровой индустрии Илья Янович заявил «Газете.Ru», что Mojang нужна Microsoft не столько как студия-разработчик, сколько как компания, владеющая правами на «Minecraft»: игра на пике популярности, и условная «Minecraft 2», эксклюзивная для Xbox One, сильно помогла бы консоли, у которой сейчас не все хорошо.
«Что касается гигантской суммы, то сложно сказать, как именно она высчитывалась, но игры серии «Minecraft» смогут эти деньги отбить. Нельзя, впрочем, исключать, что это больше эмоциональное решение, чем строго просчитанное: Microsoft нужны игры, и она покупает одну из самых популярных в мире, потому что может себе это позволить. Например, в 2002 году, только-только войдя в консольный бизнес, она купила Rare, одного из самых сильных разработчиков на тот момент, за $375 млн, но так и не придумала, что с этим делать: сегодня команда делает спортивные игры для сенсора Kinect, то есть довольно грязную работу, с которой бы справилась команда в десятки раз дешевле», — отметил Янович.
По мнению руководителя игрового направления Mail.Ru Group Олега Шпильчевского, Microsoft покупает социальный феномен, а не просто игру от независимого разработчика.
«Это не сумма сделки за одну игру, это сумма сделки за конструктор с огромнейшими возможностями, в котором уже были созданы очень необычные проекты: космические корабли, декорации сериала «Игра престолов», известные памятники архитектуры, копии локаций «World of Warcraft», европейские страны в масштабе, функционирующие калькуляторы и компьютеры и многое другое», — указал Шпильчевский. Он также напомнил, что кроме всего прочего «Minecraft» уже давно является успешной франшизой, которая присутствует и в реальном мире.
Эксперт считает, что Microsoft покупает не просто игровую студию, а один из самых популярных игровых проектов в мире. Суммарные продажи по всем платформам на июль составили 54 млн копий. Самой продаваемой игрой для Xbox 360, по данным VGCharts, является «Kinect Adventure», поставляемая с контроллером Kinect. Вторая по популярности игра — «Call Of Duty»: 3,14 млн копий. Таким образом, количество продаж «Minecraft» позволяет говорить о том, что это один из лидеров рынка.
«Также следует помнить, что «Minecraft» является мощнейшим виральным продуктом. Например, один из каналов на YouTube, посвященный только этой игре, имеет порядка 10 млн подписчиков и входит в топ-20 каналов, по данным Socialblade, так что опять мы можем говорить о заинтересованности Microsoft в максимальном охвате аудитории», — напомнил Шпильчевский.
Что касается команды разработчиков из Mojang, то, по мнению Яновича, глава студии Маркус Перссон, скорее всего, не останется работать в Microsoft.
«Во-первых, он ценит независимость, во-вторых, ему это просто не нужно: как ни парадоксально, но он, похоже, не слишком интересуется видеоигровым бизнесом, не вынашивал идеи новых больших игр и много раз подчеркивал, что понятия не имеет, что делать со свалившимися на него деньгами, кроме как отдать их на благотворительность. Так что тут скорее не очень понятно, зачем сделка нужна Перссону, но, подозреваю, тут история примерно как с Джорджем Лукасом, продавшим LucasFilm: человек просто устал и хочет пожить в удовольствие», — считает Янович.