Компания Sony, одной из первых вышедшая на рынок электронных книг, официально объявила о том, что прекращает выпускать ридеры. Об этом представители компании рассказали немецкому IT-порталу Lesen. Компания прекращает выпуск ридеров модели PRS-T4, а оставшиеся экземпляры Sony Reader PRS-T3 будут продаваться, пока не закончатся. Устройство было запущено прошлой осенью в Европе.
Объявление Sony не стало удивительным: в феврале компания ушла с североамериканского рынка электронных книг, а вскоре после этого ее электронные книги покинули и Европу с Австралией.
Sony была пионером на рынке «читалок» с E-Ink экранами после запуска ридера Sony Librie в 2004 году. Компания не только выпустила первое устройство с 6-дюймовым E-Ink экраном, но и создала впоследствии несколько очень успешных устройств. Кроме того, именно гаджеты Sony первыми стали поддерживать формат цифровых книг Epub, а вышедший в 2008 году ридер PRS-700 стал первым гаджетом, сочетающим E-ink-экран с тачскрином и подсветкой.
Однако в последнее время позиции Sony на рынке сильно пошатнулись. По мнению экспертов, у этого несколько причин.
«Изначально электронные книги Sony продавались по более высокой цене, в то время как ридеры от Amazon (Kindle) и Barnes&Noble (Nook), напротив, крайне бюджетны и могут стоить даже меньше $100. Кроме того, в настоящий момент многие пользователи предпочитают использовать смартфон с большим размером экрана или планшет для чтения книг и электронных версий журналов.
Эти факторы негативно влияют на спрос и объем продаж электронных книг Sony», — отмечает аналитик исследовательской компании IDC Наталья Виноградова.
Однако, скорее всего, Sony не планирует полностью уйти с рынка электронных устройств с дисплеем E-Ink, а меняет свою стратегию, прогнозирует Виноградова. «В связи с этим, возможно, не стоит ожидать новых релизов устройств Sony Reader PRS-T, направленных на домашнего пользователя. Более вероятен тот факт, что Sony предпочтет сфокусироваться на бизнес-сегменте и производстве Sony Digital Paper», — рассуждает она.
По данным IDC, на мировом рынке электронных книг по итогам второго квартала 2014 года Sony занимает шестое место с долей 5,5%.
За год, прошедший со второго квартала 2013 года, продажи ридеров Sony в штучном выражении упали на 61,4%. На российском рынке Sony находится на пятом месте с долей 1,1%, продажи потребительских моделей постепенно снижаются. Лидеры российского рынка – такие компании, как PocketBook, teXet и Prestigio. «На мировом рынке Sony приходится конкурировать с такими гигантами, как Amazon и Kobo, учитывая, что Sony была с числе последних, добавивших возможность покупки книг через электронную библиотеку», — рассказала «Газете.Ru» Наталья Виноградова.
«Для компании Sony рынок ридеров никогда не являлся приоритетным, например в России они не поднимались выше пятого-шестого места по продажам и не занимали более 6% рынка.
В Европе они также сместились с лидирующих позиций, поэтому закрытие данного направления кажется вполне логичным: очевидно, что у компании сейчас другие приоритеты», — считает генеральный директор компании PocketBook в России Евгений Милица. При этом российским производителям электронных книг не стоит опасаться конкуренции со стороны Amazon, убежден Милица: «Что касается Amazon — у них совершенно другая бизнес-модель. Они прежде всего продают сервис, а уже вслед за ним — устройство. В России же все наоборот: на нашем рынке продажи контента не стимулируют продажу «железа»: легальный электронный контент представляет меньше 1%».
«Если Amazon выйдет на российский рынок, ей придется играть по новым, непривычным для нее правилам. В России контент в перспективе ближайших пяти лет вряд ли сможет стать весомым источником дохода, так как его слишком сложно монетизировать: к этому не готовы ни читатели, ни авторы, ни бизнес», — считает Евгений Милица. По его словам, в целом падение глобального рынка электронных книг составляет примерно 15% в год. «Падение происходит в основном за счет Америки, в том числе из-за смещения фокуса того же Amazon с продвижения их электронной книги на другие устройства», — поясняет он.
В Европе же и России рынок электронных книг продолжает расти, хотя и не очень высокими темпами, говорит Милица: «При этом, хотя многие и пытаются проводить параллели, могу сказать, что по крайней мере в России рынок планшетов и смартфонов не имеет существенного влияния на развитие рынка ридеров: по сути, это параллельные вселенные. У нас взаимное влияние на этих рынках не больше, чем, скажем, на рынках стиральных машин и холодильников, так как электронная книга является нишевым продуктом, который предлагает уникальные преимущества для чтения, недоступные в других устройствах».