Четыре крупнейших интернет-провайдера Соединенного Королевства — Virgin Media, British Telekom, Sky и TalkTalk — предложили всем своим новым пользователям экспериментальную услугу: принудительную фильтрацию сайтов с контентом «18+», причем не на уровне пользователя, а на уровне провайдера. Произошло это после того, как в июле 2013 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил о том, что правительство пришло к соглашению с провайдерами о введении этой функции.
И на этой неделе британский медиарегулятор Ofcom подвел первые итоги данного эксперимента: лишь каждый седьмой житель страны согласился на фильтрацию трафика.
Общая картинка по крупнейшим британским провайдерам выглядит так: у British Telecom на это согласились 5% новых пользователей, у Sky — 8%, у TalkTalk — 36%, а у Virgin Media — всего 4%.
Отметим, что принудительная фильтрация была предложена лишь 35% новых пользователей Virgin Media.
TalkTalk выбивается из общей картины, и это связано с тем, что у поставщика интернета фильтр доступен клиентам с мая 2011 года. British Telecom и Sky предложили свою функцию в конце 2013 года. Virgin Media представила фильтр только в феврале 2014 года, нарушив сроки, установленные британскими властями.
Ранее с инициативой введения аналогичных ограничений к доступу в интернет выступила председатель комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.
Сейчас частные российские пользователи могут без ограничений посещать интернет-сайты, содержащие взрослый контент, а родители сами решают, устанавливать на компьютеры детей интернет-фильтры или нет.
Как заявил «Газете.Ru» исполнительный директор Лиги безопасного интернета Денис Давыдов, по данным «Лаборатории Касперского», в России более 50% детей свободно посещают любые сайты. При этом каждый четвертый ребенок сталкивается в интернете с тем или иным проявлением грубости и агрессии. «И что особенно опасно, только 39% детей обращаются за помощью к родителям, когда сталкиваются с неприятными ситуациями в интернете», — считает Давыдов.
По мнению Лиги безопасного интернета, на сегодняшний день фильтрацию контента на самих компьютерах используют только 12,8% родителей. «На самом же деле уровень интернет-грамотности родителей недостаточен для того, чтобы отличить информацию, которая может нанести вред ребенку, от безопасной, а также для того, чтобы выбрать правильный способ защиты ребенка от вредного для него контента», — добавил Давыдов.
По его словам, взрослые пользователи ошибочно полагают, что в состоянии контролировать поведение своих детей в интернете, а в организации поддерживают инициативу Мизулиной, и, если она будет одобрена, лига готова бесплатно предоставить операторам свои технические решения для установки фильтров.
Давыдов предположил, что скептическое отношение пользователей к идее предфильтрации связано с недоверием к тем методикам, по которым будет осуществляться этот отсев контента: «Люди опасаются, что фильтрация контента будет грубой и чрезмерной и из выдачи исчезнет важная информация. Но это опасения обывателей, которые скорее связаны с их недостаточной осведомленностью о методиках предфильтрации». При этом за каждым пользователем должно быть закреплено право отказаться от данной услуги, уточнил он.
Любопытно, что в январе 2014 года многие зарубежные эксперты скептически высказались об идее фильтрации контента для защиты детей. Глава североамериканской Коалиции свободы слова (Free Speech Coalition, FSC) Дайана Дьюк выступила со страниц британской The Telegraph с критикой инициативы британского премьер-министра.
По ее словам, такие фильтры хоть и помогают в ограждении от детей информации, которую им пока рано знать, но от реальных угроз в интернете уберечь не могут, а провайдерские фильтры создают опасную иллюзию защищенности детей в сети. «Настоящие опасности в сети — киберугрозы, прокси-серверы, p2p-системы — не контролируются данными фильтрами», — заявила Дьюк.
По ее словам, если какие угрозы и существуют, то они могут исходить отовсюду: из музыки, кино, фильмов, видеоигр, рекламы. И фильтрацию порно вряд ли можно считать ключевым инструментом в воспитании детей.
«Находить общий язык с технологиями, может быть, и тяжело, но воспитание детей в принципе самая тяжелая работа. И если вы хотите, чтобы у вас были дети, то взаимодействие с теми опасностями, которые создает для них общество, — одно из условий сегодня», — добавила эксперт.