«ВКонтакте» больше права не нарушает
После многомесячного перерыва приложение «ВКонтакте» вернулось в популярнейший магазин приложений App Store.
Когда 26 апреля приложение удалили из App Store, директор по разработке «ВКонтакте» Андрей Рогозов объяснил блокировку нарушением пункта 18.2 правил размещения приложений (наличие эротического содержания в загружаемых пользователями материалах), однако высказывались версии и относительно претензий к «ВКонтакте» со стороны правообладателей.
Для того чтобы урегулировать все разногласия с Apple, «ВКонтакте» понадобилось почти три месяца.
Новое приложение «ВКонтакте», появившееся в App Store, заметно отличается от предыдущей версии по своему функционалу.
Теперь пользователи не могут через мобильное приложение искать и прослушивать записи всех песен, которые разместили в соцсети другие пользователи. Аудиозаписи, прикрепленные к записям на стенах и в новостях, можно прослушать 30 секунд, а затем перейти в магазин iTunes для покупки полной версии.
Ранее в феврале правление торгового представительства США (USTR) внесло (четвертый год подряд) соцсеть «ВКонтакте» в список злостных нарушителей прав интеллектуальной собственности. И хотя этот список не подразумевает каких-либо санкций против включенных в него сайтов, он используется для мониторинга соблюдения авторских прав.
Mail.Ru без Италии
Тем временем в конце прошлой недели в Италии по решению суда заблокировали сервисы Mail.Ru, а в Таджикистане — социальную сеть «Одноклассники».
Решение о блокировке сервисов Mail.Ru принял итальянский суд: он удовлетворил жалобу студии Eyemoon Pictures. В киностудии заявили, что на указанных ресурсах незаконно размещены копии двух фильмов, принадлежащих Eyemoon Pictures, — Fruitvale Station и The Congress.
Несмотря на то что в странах Европы, за исключением Великобритании и Ирландии, нет прецедентного права, в Mail.Ru отреагировали на решение суда очень серьезно.
«Киностудия не предприняла попыток урегулировать ситуацию в досудебном порядке, — заявили «Газете.Ru» в Mail.Ru. — Никаких уведомлений о незаконном размещении контента или требований удалить копии фильмов с ресурсов компании в адрес Mail.Ru Group не поступало и от правоохранительных органов Италии. О постановлении суда мы узнали от наших пользователей, а также из публикаций в открытых источниках. В данный момент невозможно установить, на каком именно, из довольно многочисленных, сервисе размещен упомянутый контент: он может, например, находиться среди загруженного пользователями видео в соцсети «Мой Мир», в облаке Mail.Ru или еще где-то.
Мы считаем, что данная ситуация наносит ущерб интересам наших пользователей, а также ярко иллюстрирует тот факт, что национальное законодательство некоторых стран в данной сфере не учитывает специфику работы интернет-компаний и не предусматривает четкой, прозрачной процедуры урегулирования подобных конфликтов», — заявили в Mail.Ru.
«Подобные ситуации, несомненно, оказывают влияние на бизнес. Для компаний малого и среднего размера требования исполнения национального законодательства могут оказывать ограничивающий эффект, а для большого бизнеса, к которым стоит отнести компании уровня Mail.Ru, исполнение локальных требований обычно приводит к повышению стоимости разработки и локализации приложений и к увеличению срока окупаемости проекта», — говорит аналитик исследовательской и консалтинговой компании IDC Михаил Попов.
В Таджикистане нет больше «Одноклассников»
В связи с блокировкой «Одноклассников» в Таджикистане пресс-служба социальной сети заявила «Газете.Ru», что на данный момент к ним не поступало никаких официальных запросов от регулирующих органов из Таджикистана.
«Сейчас мы заняты тем, что пытаемся связаться с их представителями для выяснения причин ограничения доступа к социальной сети», — сообщили в пресс-службе.
Учитывая специфику государственного устройства Таджикистана, эксперты полагают, что блокировка «Одноклассников» может быть связана с размещенными пользовательскими материалами политического характера.
Социальная сеть «Одноклассники» является самой популярной в Таджикистане и насчитывает там более 380 тыс. пользователей.
Россия — такая же
Карен Казарян, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), утверждает, что когда отдельные страны начинают распространять свое законодательство на деятельность интернет-компаний, независимо от их юрисдикции, это губительно сказывается на глобальном интернет-бизнесе.
«Увы, позиция России по этому вопросу такая же — создание регуляторных барьеров для международных интернет-компаний», — отметил аналитик.
По мнению Казаряна, для гармонизации законодательств на международном уровне требуется серьезная политическая воля, которая только зарождается в настоящий момент. Одним из главных камней преткновения служит авторское право, а попытки реформирования пресекаются огромным давлением лоббистов от индустрии развлечений, стремящихся к ужесточению режима копирайта в интернете.
«Защита данных пользователей от несанкционированного доступа и использования, требования кибербезопасности часто идут вразрез с интересами спецслужб, встречают противостояние авторитарных режимов.
Впрочем, Net Mundial (Глобальная многосторонняя конференция о будущем управления интернетом), прошедший в этом году в Бразилии, показал, что страны готовы к новой повестке дня по вопросам управления интернетом», — рассказал «Газете.Ru» главный аналитик РАЭК.
Михаил Попов из IDC также считает, что в последнее время трансграничность интернета часто вступает в противоречие с законодательством различных государств.
«С одной стороны, становится ясно, что прежние исторические выверенные походы к ограничению и регулированию доступа к определенным видам информации работают не так хорошо, как раньше, с другой стороны — отсутствие реакции со стороны государства на свободное распространение данных также не является наилучшей практикой.
В настоящее время список государств, которые тем или иным образом регулируют интернет, постоянно растет. При этом одни государства блокируют свободный доступ к сети, другие ограничивают доступ к выборочным видам данных.
Что касается унификации законодательства в области регулирования интернета, следует отметить, что вероятность формирования такого коллективного договора все же существует, однако, судя по продолжающимся многочисленным конфликтам на уровне стран в области обеспечения равноправного доступа к среде передачи данных со стороны конкурирующих провайдеров, вероятность такого договора пока очень мала», — заявил аналитик IDC.