Компания Line, создатель популярного азиатского мобильного мессенджера, планирует выход на IPO, сообщает ряд западных СМИ со ссылкой на близкие к Line источники.
Размещение организуют инвестбанки Nomura Holdings и Morgan Stanley, сообщает Bloomberg. Line намерена разместиться в Токио и на одной из американских бирж, уточняет издание.
«IPO – один из вариантов, но на сегодняшний день никаких решений еще не принято», — заявил представитель Line в Токио Хазуки Ямада.
Мессенджеры – одна из самых популярных категорий мобильных приложений, и число пользователей Line и его главных конкурентов (самые известные из них — WhatsApp, Viber и Telegram) продолжает стремительно расти.
Естественно, это сказывается и на цене подобных сервисов. В феврале этого года корпорация Facebook приобрела WhatsApp за $19 млрд, а корпорация Rakuten заплатила за Viber $900 млн.
Компания Naver запустила Line в марте 2011 года, когда из-за землетрясения и цунами телефонная связь была недоступна на северо-востоке Японии. К 1 апреля число подписчиков сервиса достигло 400 млн.
Отличительная особенность Line — дополнительные функции, в том числе игры, комиксы, голосовые и видеозвонки. Немаловажно, что пользователи могут осуществлять покупки внутри приложения — например, приобретать дополнительные «жизни» в играх или стикеры для общения с друзьями.
Главный соперник Line, WhatsApp, напротив, крайне лаконичен: в нем практически нет дополнительных функций, кроме обмена фотографиями и видеозаписями и возможности совершать голосовые звонки.
Популярность приложений распределена географически: WhatsApp лидирует в США, Индии и Бразилии, Line популярен в Азии, особенно в Японии и Таиланде, говорит директор по инвестициям фонда Runa Capital Дмитрий Гальперин. «Скорее всего, этот паритет будет сохраняться ближайшие несколько лет», — прогнозирует он.
По прогнозам главы Line Акиры Морикавы, к концу этого года число пользователей сервиса достигнет 500–600 млн, а к 2015 году он планирует удвоить это число. Приблизительно 85% пользователей Line живут за пределами Японии, сообщили в компании в феврале. Число пользователей WhatsApp перевалило за 500 млн еще в апреле этого года.
Аудитория Line и WhatsApp сопоставима, однако при этом Line зарабатывает значительно больше.
По данным портала TheNextWeb, за 2013 год Line заработала $338 млн, тогда как WhatsApp — около $20 млн. «С учетом этих данных оценка Line может значительно превысить $19 млрд, в которые был оценен WhatsApp», — ожидает Дмитрий Гальперин.
Аналитики отмечают, что популярность Line во многом объясняется агрессивной маркетинговой кампанией, в том числе за счет дорогой ТВ-рекламы – а это совсем не характерно для мессенджеров.
Бизнес-модель Line не подходит для экспансии на западные рынки, считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Шамиль Курамшин. По его мнению, причина этого — цена телерекламы в США достаточно высока. Кроме того, если американские пользователи и заинтересуются самим мессенджером, их будет сложно заставить платить за стикеры и другой внутренний контент, к которому они не привыкли, считает аналитик.